< >

К Воронежскому вокзалу прибыл паровоз и дальше не пойдёт - теперь он - памятник

Вести Воронеж 1031
К Воронежскому вокзалу прибыл паровоз и дальше не пойдёт - теперь он - памятник

Будущий памятник, который в лучшие свои годы был способен перемещаться со скоростью до 160 км/ч и тянуть за собой 16 вагонов, прибыл в Воронеж накануне, практически как фирменный поезд на первый путь. Оттуда его с помощью длинного крана в течение нескольких часов переставили на эти временные пути. А потом, соответственно на постамент. Как это происходило и будет происходить?

Роман Стоценко, заместитель начальника восстановительного поезда: "Происходило следующим образом. Данный паровоз прибыл на первый путь, потом краном большим ЕДК-2000, грузоподъемностью 250 тонн перемещался с первого пути на временную площадку, на которой сейчас и находится. Дальше восстановительным поездом насыпается площадочка для установки гидравлического оборудования грузоподъемностью 80 тонн. И горизонтальным домкратом будет перемещаться на его постоянное место стоянки".

Пассажирский паровоз серии "Э", который выпускался с 50-х по 70-е годы 20 века, в машинном отделении, достаточно тесная клетушка наверное метр на полтора, выглядит более исторично, потому что здесь меньше реконструировался. Огромное количество рычагов, например, этот отпускает тормоз, этот открывает заслонку, которая подает пар, ну, а здесь - соответственно топка - огромное пространство буквально 2х2х2 метра. Чтобы со всей этой механикой совладать, здесь работали три человека - машинист, помощник и кочегар. Насколько тяжелой была их работа?

Сергей Патрушев, начальник восстановительного поезда

Работа на данном паровозе была достаточно тяжелой: "От 8 до десяти тонн угля за смену кочегар перекидывал эту стопку. - А какой был расход на сто километров? - Расход на сто километров ориентировочно был около 8 тонн".

Слово, которое сейчас обозначает государственный конкурс на закупки, раньше обозначало вот этот маленький вагон, тендер, который намертво прицеплялся к локомотиву. В сумме они весили 150 тонн, из которых 15 тонн - вес угля и примерно столько же - воды. А как работал кочегар, который должен был доставить топливо отсюда непосредственно в топку?

Для этого существовала специальная лопатка, называлась шахтерка, был специальный желобок. Он с него брал, с этого желобка, и кидал прямо в топку. Для этого тендер сделан коническим, когда он уголь отбирает, уголь, естественно, вниз-вниз-вниз.

Изначально, выражаясь автомобильным языком, паровоз с прицепом, хотели установить рядом с ДК Железнодорожников, но позже выяснить, что доставить его туда по узким воронежским дорогам достаточно проблематично, кроме того площади для его размещения немного. Поэтому в итоге решили увековечить рядом с вокзалом, что, учитывая заслуги локомотива на ниве пассажирских перевозок, а также то, что из Белгорода он прибыл практически своим ходом несмотря на возраст, хотя и под буксиром. Так вот, это представляется более логичным.

Юрий Скрипченко

Читайте также