< >

Как живут братья-славяне на 13-ом году независимости?

Вести Воронеж 1197
Как живут братья-славяне на 13-ом году независимости?

Внешне украинская Новобелая от своей российской тёзки почти не отличается, разве что дороги похуже, да вывески другие. Время шло к обеду, и съёмочная группа Воронежской ГТРК решила отовариться в местном гастрономе. Обменяв 100 рублей на 18 гривен, приобрели всё необходимое. Цены, особенно на горилку и тютюн, т.е. водку и табак, приятно удивили. Но при разговоре с другими покупателями мнение изменилось.

Оксана, житель с. Новобелая: "Мой муж сторожит МТФ, нет ни коров, просто старое железо. Получает за месяц 30 гривен. По-вашему, 200 рублей".

Бывший колхоз-миллионер имени Ленина, один из лучших в области, разорился лет 10 назад. От свинарника на 17 тысяч голов остались одни руины. Население теперь поднимает животноводство на дому. Во дворе у Натальи Кравченко настоящая мини ферма. Кроме обычных, есть даже морская свинка, для души. Правда, времени на экзотику почти нет.

Наталья Кравченко: "В 4 часа встаю, корову подоила, молоко отнесла. Потом прихожу, выгоняю корову - свиньи, козы. Куры. Утята. А на кого надеяться? Это я знаю, что с мужем сделали - это наше".

Муж Натальи, Сергей, вместе с братом Алексеем организовали собственное хозяйство. Начинали с 40 гектаров, теперь, вместе с арендованными, обрабатывают 270. Земли не самые лучшие, да и бурьян был такой, что и косилка не брала. За 4 года землю чуть ли не руками перетёрли, засеяли, подкормили. Наёмных работников нет, братья всё делают сами. Говорят, так надёжнее.

Сергей Кравченко: "Как одной страной, то было лучше, это дураку понятно. Потому что сейчас в России я не могу ничего взять, той же селитры. Я бы поехал за 10 или 20 километров, а не вёз из Харькова за 270. Вот и вся разница. И та же таможня - что солярка, что всё, триста раз всё перекрутят, дороже. А была бы одна - намного проще и легче".

В отличие от коллективных и фермерских, хозяйство Кравченко сельхозпроизводителем не считается. Поэтому на льготы рассчитывать не приходится, живут теперь не от получки до получки, а от урожая до урожая. От чиновников братья слышат только одно: Платите налоги, а если трудно - берите кредиты. Под восемьдесят семь процентов годовых.

Сергей Кравченко: "Путин у вас работает, молодец, хороший президент. Был бы у нас хоть подобный - было бы что-то. Хоть немного за людей. Я слышал, что ввели какой-то налог облегченный, какой-то пятипроцентный вам на сельское хозяйство в России. У нас же этого абсолютно нет".

Иван Роменский считает, что пенсия у него приличная - в пересчете около 1300 рублей, из них треть - надбавка за звание Заслуженного работника культуры. Доходов от пасеки пока нет, поэтому до сих пор работает музруком в местном клубе, а два раза в неделю ездит в Россию, в Бондаревский ДК.

Иван Роменский: "Деньги там не очень такие, чтобы там можно было┘У меня больше идёт на запчасти, на машину, на вот эти все поездки. Плюс ещё страховка введена, так что там у меня остаётся для одного лишь удовольствия, больше ничего".

Мужские разговоры, наверное, везде одинаковы - начинаются футболом, кончаются политикой. Самый острый вопрос - о разрешении торговли землёй. Опасаются, что всё отойдёт толстосумам. Про День единения славян ничего не слышали, но идея приветствуется представителями двух поколений.

Сергей Кравченко: "Мы ведь братья, сколько жили, а эти 10 лет каких-то несчастных. А так жили вместе, пока не ввели эту декларацию".

Иван Роменский: "Простым людям нет никакой пользы, абсолютно. Это было выгодно кому-то другому, высшим эшелонам власти, которые захотели царствовать".

Сейчас Украина живёт в ожидании перемен. Одни связывают их с предстоящими в октябре выборами, другие - с помощью западных партнёров. А братья Кравченко хотят немного - чтобы им хотя бы не мешали, и погода не подвела. А такой урожай и убирать будет приятно.

Читайте также