< >

Когда клиент «не всегда прав». Отстоять свои права потребителю станет сложнее

Вести Воронеж 2997

Роспотребнадзор больше не будет проводить проверки по одним лишь обращениям граждан. Для начала попытаться решить вопрос нужно будет с предпринимателем. Новые правила вступят в силу с нового года. За год в региональный Роспотребнадзор граждане обратились более 4 тысяч раз. В результате инспекторы провели более тысячи внеплановых проверок. Нарушения нашли в 75% случаев. А как сами потребители могут успешно бороться за качество продуктов и услуг – увидела Алёна Сысоева.

Юрия Попова – грозу терновских общепитов – в Воронеже пока не узнают. Сам же мужчина себя считает последователем ведущей одной из популярных телепрограмм. Свой взор останавливает на всём, что не так лежит.

«– Вы должны маркировку ставить. Откуда я знаю, сколько этот салат лежит. Ценник, значит, неправильно оформлен. ИП такой-то. Цена такая-то. Дата такая-то. Подпись продавца».

Мужчина, кстати, повар-технолог по образованию, признаётся – не работает, объясняет – в родной Терновке негде. Свою деятельность называет общественной. Деньги, говорит, не главное, хотя от предпринимателей он их регулярно получает.

Юрий Попов, житель с. Терновка:

«Заказал обед. Второе блюдо сразу визуально подозрение вызвало. Выход вместо 100 г 50 оказалось. Они мне сразу доложили. Говорят: Вас устроит? Нет, не устроит. Некоторые в досудебном отдают, некоторые по решению суда. Они знают, говорят, что с тобой лучше не связываться. По 10 тысяч в основном, часто».

Интернет, смартфон и минутка свободного времени – вот и всё, что теперь нужно воронежцу в борьбе за свои права. Убрать снег, отремонтировать дороги или даже спасти экологию – можно с помощью мобильного приложения, рассказывает Ростислав Антонов.

«– Наиболее типичная жалоба, которую мы отправляем, это состояние фасадов и надписи, которые быть на этих фасадах не должны. Определяем адрес и делаем фотографию».

В Воронеж такие технологии два года шли из Новосибирска. Именно оттуда и организация, решившая разработать программу –«Гражданский патруль». За это время через приложение пожаловались более 13 тысяч раз. Треть писем, правда, так и остались без ответа.

Ростислав Антонов, председатель правления организации «Гражданский патруль»:

«Они могут не отвечать из-за технических проблем. Допустим, они не смотрят те сервисы электронные, которые завели для приёма обращений граждан. Ответы бывают разные, и по каждому ответу мы отдельно потом стараемся отработать вместе с тем, кто нам эту жалобу отправил».

Одна из причин всплеска такой инициативности – зарождение гражданского общества, говорят специалисты. В основном это касается активной молодёжи. Люди постарше преследуют другие цели.

Александр Романович, социолог:

«Вторая составляющая это, безусловно, люди, которые, ну, скажем так мягко, не реализовали свой потенциал. У которых есть какие-то амбиции, в том числе руководящие, но они не смогли их реализовать».

Оградить предпринимателей от излишне активных граждан помогут изменения в законе. Потребитель, чьи права, как ему кажется, нарушили, должен будет попытаться решить проблему с предпринимателем на месте. В противном случае – проводить проверку Роспотребнадзор не будет. Новые требования будут действовать с 1 января.

Ольга Козирацкая, начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области:

«Люди есть, которые обращались к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. И никак не отреагировали на их жалобы. И поэтому они вынуждены обращаться к нам. Но на сегодняшний момент таких крайне мало».

Юрия Попова, впрочем, изменения в законе вряд ли напугают. Впереди – несколько судов. Один из них – с дилинговым центром из Тамбовской области. В игровых автоматах, утверждает мужчина, оставил 11 тысяч рублей. Теперь намерен взыскать 5 миллионов. Алёна Сысоева, Евгений Лютов

Читайте также