< >

"Лесная конституция" связала работников пилы и топора по рукам и ногам

Вести Воронеж 881

В нынешних условиях деревообработка, своего рода, игра в рулетку. Поди, угадай, на какую именно продукцию будет спрос завтра и будет ли вообще. Хорошо хоть сырьё буквально за забором. Но и здесь полно сюрпризов. Валишь крепкое на вид дерево, а оно с гнилью. Ведь природа живёт не по меркам чиновников.

Николай Быков, заслуженный лесовод РФ, кандидат сельскохозяйственных наук: "У нас лесоустройство подсчитало: надо 30% деловой среди ясеня. Я говорю: подожди, если она не деловая, как я её назову деловой? Кому я её продам? Вот, я тебе завтра чёрный паркет продам, ты его купишь? Нет. Так тогда вопрос возникает : что же делать? Не докажем никак нигде, ни на каком уровне не докажем, это вообще безобразие".

Трудно доказать и более очевидные истины. В так называемых защитных лесах по новому Лесному кодексу запрещены сплошные вырубки, можно валить лишь выборочно, не более 20% стволов. Но более половины деревьев в Шиповом лесу перезрели, и сами произвести потомство не могут. И люди помочь им не в силах - вырубок нет, а саженец под пологом двухсотлетних дубов обречён.

Василий Свирский, начальник лесоучастка: "Вот пень, рядом с ним посадим жёлудь. Его забьёт же! За ним, во-первых, надо ухаживать. К каждому жёлудю надо подойти потом, и каким-то образом его осветлить, чтоб он немного поднялся".

При выборочной валке требуется ювелирная точность - надо попасть в просвет между деревьями, чтобы не искалечить оставшиеся. Впрочем, их судьба тоже незавидна - вновь вернуться сюда, чтобы вырезать ещё 20% больных стволов можно лишь через 10 лет. Сколько кубов качественной древесины к тому времени сгниёт на корню - сказать трудно. Да и сжечь ветки, как на сплошной вырубке, тоже нельзя, а кроме вреда от них ждать нечего. Получается, что защитные леса сами нуждаются в защите.

Анатолий Личковаха, лесовод: "С кабинета города Москвы, естественно, Воронцовку не видно, не виден Шипов лес, нужно сюда приезжать и непосредственно заниматься на месте, здесь".

Попытки уже были. Например, в прошлом году в дубраве побывал министр лесного хозяйства, проведено Всероссийское совещание. Совет федерации рассматривает очередные поправки к лесному кодексу. В Шиповом лесу их ждут с нетерпением. Иначе выполнить основную заповедь лесовода - сколько вырубил, столько и посади - попросту невозможно, а ведь это касается уже будущих поколений.

Алексей Косенко, Андрей Хорьяков

Читайте также