< >

На "Балтиморе" отрабатывают навыки пилотирования самолетов ночью

Вести Воронеж 1228
На "Балтиморе" отрабатывают навыки пилотирования самолетов ночью

По команде бомбардировщики "переводят на ночь". Готовить борта к полетам в темноте техники начинают с кабин. Тут нужно переключить каждый прибор - с дневного на ночной режим. Сама панель от подсветки становится красной. Дальше - проверка всех лампочек на борту. Кстати, для экономии их вольтаж минимален.

Не исчезнуть из вида в темноте самолетам помогает АНО - система аэронавигационных огней. Контур борта в небе "рисуют" 6 фонарей.

По одному на шасси и хвосте, еще четыре на крыле - справа и слева - разных цветов. Именно по ним снизу легко определить, куда направляется самолет.

Вадим Дугин, начальник группы обслуживания авиационного оборудования: "С земли видно красные огни, с правой стороны зеленые огни и хвостовой. Если идет имитация с выпуском шасси, то видно будет положение выпущена передняя стойка шасси и выпускаются фары. Это рулежное положение фар получается. А вот так получается посадочное - они горят намного ярче".

В провале неба бомбардировщик над взлеткой похож на светящийся шар. Уже на земле издалека напоминает фуру. Сходства добавляют именно посадочные фары. Только с такими видно метров на 150 вперед.

Сам "Балтимор" с высоты сияет разными цветами. Сотни фонарей расставлены по схеме. На аэродроме даже светофоры есть - правда, все с двумя огнями: запрещающим красным и разрешающим зеленым. Экипаж буквально летит на цвет - у каждого свое значение. Там, где синие огни - рулежная полоса, границы взлетно-посадочной - желтые.

Даже куда именно садится летчикам указывают светом. Вдоль полосы выставлены 4 мощных прожектора - на расстоянии примерно сотни метров друг от друга. Все они отвернуты от самолетов, чтобы не слепить экипажи. Говорят, сверху это выглядит, как вытянутое белое пятно.

Эти прожектора горят секунд 40 - с лихвой хватает, чтобы посадить самолет. Хотя идут, что называется, по приборам. В электрическом свете даже привычная местность выглядит совсем по-другому. Самое сложное - не поддаться на зрительный обман.

Евгений Уткин, летчик 2-го класса: "На глаз тут практически ничего не увидишь. Соответственно то, световое оборудование, которое расположено на аэродроме - это страховка. Которая, позволяет чуть пораньше увидеть полосу. Но все равно, в любом случае, воспринимается по-другому, чем днем. Кажется, что она ближе расположена".

Яркости Воронежу добавляют машины и подсветка мостов, говорят пилоты. Но особенно ослепительно город все-таки выглядит зимой, когда свет отражает снег. Блистать этой ночью столице Черноземья мешала дымка. В ясную погоду, уверяют, открывается вид аж на 60 километров.

Евгения Соседко, Евгений Шахов

Читайте также