Напоминание об ужасах войны. Воронежскую Ротонду законсервируют
Законсервировать Ротонду распорядился министр культуры Владимир Мединский.
Один из немногих уцелевших памятников истории освобождения города Воронежа – Ротонда. Это корпус областной больницы – за него шли ожесточённые бои. Современное для своей эпохи здание превратилось в руины и сейчас продолжает разрушаться.
С гвоздикой в руках у могилы неизвестного солдата Митрофан Москалев в этот день вспоминает товарищей – четырнадцатилетних мальчишек, которые, приписав себе годы, отправились в комендатуру, оттуда – разминировать Воронеж. Вспоминает – город утопал в руинах.
– Это просто было страшно смотреть. Сплошные развалины, глазницы окон, всё сгоревшее. Всё буквально.. Хоть и пишут, что на 96%. Мы, когда вошли в Воронеж, ни одного здания целого не было, чтобы можно было поселиться, – вспоминает ветеран Митрофан Москалев.
Помнят ветераны разрушенную, сгоревшую областную больницу и её парадную часть – купол с колоннами – единственное, что сохранилось до наших дней. Здесь в 1943 году проходила линия фронта. Комплекс зданий из кирпича и бетона на возвышенности служил своеобразным укреппунктом и подвергался ожесточенным атакам противника. Бои за него продолжались 203 дня.
– Бои шли в корпусах, когда одновременно в этих корпусах находились ещё и больные. По воспоминаниям в подвалах Ротонды при её освобождении нашли 400 воронежцев, их вывели. Ну, а потом это переходило из рук в руки. Понятно, что многие больные, которые оставались здесь, не успели эвакуироваться, они также погибли, как наши воины, – рассказал историк Владимир Размустов.
Здание, по форме напоминающее храмы Древней Греции и Рима, было едва ли не самым модным в городе до войны. Монолитное строение, в центре – аудитория для студентов в виде амфитеатра, фонтан в вестибюле, величественные колонны, уходящие в подвал. То, что осталось от корпуса больницы после войны, решили оставить в нетронутом виде и в 60 годах официально признали памятником Великой Отечественной войны. Таких мемориалов в мире – не больше десятка.
Пробитый осколками снарядов корпус областной больницы – таким его увидели воронежцы, вернувшиеся в почти разрушенный город после его освобождения. Кирпичи разобрали на восстановление домов. Остался железобетонный каркас как напоминание о боях. Здание выстояло в войну, но не выдержало испытание временем. В 2008 году в день защитника отечества рухнул купол. Ротонда продолжает разрушаться.
Подвал, в котором повторялся такой же ритм величественных колонн, как и в вестибюле, забетонирован, здание обнесено оградой - вход категорически запрещен. Многотонные свисающие глыбы бетона могут сорваться в любой момент. Власти говорят, что Ротонду нужно оставить в руинном виде, как напоминание об ужасах войны. Не реконструировать, а законсервировать. В разное время эксперты готовили проекты. Но на них так и не нашлось ни времени, ни денег.
Администрация города Воронеж:
Управление культуры в текущем году планирует работы по изготовлению научно-проектной документации по «Ротонде». Сумма затрат на изготовление указанной документации составит 250 тысяч рублей.
Историки и краеведы водят к Ротонде экскурсии. Сюда приходят ветераны, чтобы вспомнить однополчан, с которыми защищали город. Искорёженные бетонные стены и колонны – один из немногих уцелевших свидетелей тех боев, который напоминает о героизме и подвиге солдат, защищавших Воронеж.
Анна Андреещева, Дмитрий Овчинников
Законсервировать Ротонду распорядился сегодня, 25 января, министр культуры Владимир Мединский. С этой просьбой обратился к нему депутат Государственной думы от Воронежской области Евгений Ревенко. В письме он попросил провести экспертизу объекта и найти средства для его сохранения. Этим займётся российское военно-историческое общество. Там заявили: консервация сооружения – дело не затратное, главное понять, в каком состоянии памятник и можно ли что-то с ним сделать.
– Надо предпринять все возможные меры по его сохранению. Провести экспертизу относительно состояния этого памятника, возможно ли сохранение его в принципе. результаты этой экспертизы станут руководством к действию по консервации, по сохранению этого памятника, – отметил исполняющий директор российского военно-исторического общества Владислав Кононов.