< >

Остался ли легендарный чернозем в Воронежской области?

Вести Воронеж 11430
Остался ли легендарный чернозем в Воронежской области?

Но сейчас этой драгоценной земли осталось очень немного. А некоторые эксперты уверены - того самого чернозема нет вообще. На его поиски отправился Илья Савчук.

Панинский район

Агрономы как врачи: тоже лечат, только очень своеобразного больного - землю. Иначе радовать хорошим урожаем даже прославленный воронежский чернозем будет недолго. Заниматься сельским хозяйством Александр Вавакин начал семь лет назад. Но сначала специалисты предприятия провели тщательный анализ почв и решали, что сажать и сажать ли вообще. Жесткий севооборот и отдых земли - главное условие.

Александр Вавакин, генеральный директор агропромышленного комплекса:

"Вот в том году убрали подсолнечник, да. Вот все. Оно сейчас разработано, культивировано, задисковано, несколько, так сказать, культиваций прошло, и мы его держим, как бы, надо держать в чистоте. То есть поле должно быть черным".

Простой земель дорого обходится, но это окупается хорошим урожаем. Такой системой севооборота могут похвастаться единицы. У большинства земледельцев главная задача - максимальная сиюминутная прибыль. Через несколько лет земля становится практически бесплодной.

Таловский район

Сохранением плодородия почв занимаются в воронежском НИИ Докучаева. Для тщательного анализа сюда привозят землю со всей области.

Именно Василию Докучаеву воронежский чернозем обязан всемирной славой. В 1889 году он прислал на международную выставку в Парижское бюро мер и весов огромный куб эталонной земли. Ведущие мировые аграрии назвали его черным бриллиантом, превосходящим в цене золото и нефть. После выставки монолит достался университету Сорбонны, сейчас от него остался лишь небольшой фрагмент, он хранится в Национальном агрономическом институте Франции. Кстати, доля гумуса - питательных веществ отвечающих за плодородие - в том эталонном черноземе достигала 13%. Сейчас, даже в самых урожайных районах области его вдвое меньше. Главная причина - использование различных химикатов.

Юрий Чевердин, заведующий отделом НИИСХ им. В.В. Докучаева:

"Применение повышенных и даже очень высоких доз химизации несомненно негативно скажется на всех процессах, которые происходят в черноземе, и в первую очередь, на биологических свойствах чернозема. Будет активно снижаться биологическая активность почв. Это может в конечном итоге привести к изменениям всех процессов, свойств и качества почвы".

Илья Савчук, журналист:

"В старину говорили, если в воронежскую землю воткнуть палку, то вырастет дерево. А если оглоблю, то телега. В наше время на черноземе, помимо культурных растений, отлично растут дома и торговые центры. Поэтому помимо химического воздействия, которое чернозем может пережить, почвы подвергаются еще и физическому. Так при строительстве одного из торговых центров плодородный слой был снят и свален в огромные кучи. Потом они таинственным образом исчезли.

В интернете без труда можно найти объявления о продаже чернозема. Причем его доставят в любой регион страны. Так что воронежская земля уже давно прижилась, например, в столице.

Константин Стекольников, профессор ВГАУ:

Вывозят контейнерами, вывозят машинами, вывозят рефрижераторами. Везет в основном Москва. Единой государственной службы вот в полном смысле охраны почв у нас нет".

Ученые сравнивают черных копателей с фашистами - именно они первыми начали вывозить воронежский чернозем в промышленных масштабах. Почвоведы называют эту затею бессмысленной - в Германии наша земля все равно бы не прижилась из-за климата. Зато в России 21-го века изрядно потускневший черный бриллиант нарасхват. Воронежский чернозем - это бренд, поэтому и цены на него самые высокие.

Продавец чернозема:

"Не меньше двух тысяч - это сто процентов! Куб не меньше двух тысяч. Это столько постов ехать, всем раздавать. А у вас документы какие-нибудь есть? - Как чернозем может быть с документами? Это же земля - верно? Которая грузится в поле. А в поле, если ты что-то грузишь, кто тебе даст документы?"

Настоящий плодородный чернозем остался всего в четырех районах области. В других - уставшие от многолетнего и неправильного использования поля еще можно спасти. А вот на восстановление участков, откуда чернозем вывезли, оставив только глину, уйдут тысячелетия.

Илья Савчук, Лариса Кончакова, Дмитрий Овчинников

Читайте также