Освобождённый из рабства в Махачкале воронежец вернулся на родину
Кавказский пленник. Воронежца, которого волонтёры нашли в Дагестане, привезли домой. Пётр Никулин, как выяснилось, 15 лет провёл в трудовом рабстве – его обманом заманили на местное предприятие, отняли документы и выгнали. Четверть жизни он провёл без дома, работая за еду. Долгая дорога домой - в сюжете «Вести-Воронеж».
Восточную окраину Воронежа Пётр Никулин не узнаёт – не был здесь лет 20. Он приехал на проходящем автобусе из Махачкалы, всё, что нажил за эти годы, поместилось в паре сумок – и то эти вещи отдал Петру знакомый. До Воронежа его сопровождал волонтёр Алексей Никитин, чтобы помочь на случай, если человека без документов высадят из автобуса на посту ДПС.
Алексей Никитин, активист волонтёрского движения «Альтернатива»:
«Этого человека уже точно нет ни в одной базе данных. Именно такой человек, который так долго находится, это второй случай, которого уже нет в паспортных базах данных, которых так вот нужно в экстренном порядке вывозить из республики без документов, без ничего».
Как Пётр будет восстанавливать паспорт, не понятно, 15 лет назад в Дагестан он попал вообще с Украины. Жил с семьёй в Суходольске, в 99-м знакомый предложил заработать денег. С тех пор никто из родных Петра не видел.
Пётр Никулин:
«Поехал я, предложил там один: «Поработаешь месяца три, заработаешь и приедешь. Я и поехал, меня там тормознули и всё. Ходил, работал, что ж, воровать не пойду. У одного поработаю, у другого поработаю, кто-то 50 рублей даст и пачку сигарет».
У сестры Марии в семейном архиве осталось только это фото – здесь Петру Никулину около 30. О том, что брат пропал, узнала спустя полгода, а новость о том, что Пётр всё-таки жив, пришла несколько месяцев назад – сестре позвонил участковый, который нашёл мужчину на улице Махачкалы.
Мария Илькова, сестра Петра Никулина:
«А там уже будем смотреть. Подлечить его можно, или нельзя, если он так будет продолжать жить, но только так, чтобы он уже здесь на родной земле жил. Потому что оттуда участковый звонил и говорил: «Ну, что вы ждёте, бошку ему тут оторвут и выбросят на дороге».
Волонтёры Петра Никулина нашли в больнице, куда тот попал с сильнейшей пневмонией и обмороженными ногами. Несколько пальцев пришлось ампутировать. Таких как Николай, рассказывают волонтёры, много. Люди без документов живут в кошарах – фермерских хозяйствах, они пасут овец и работают в прямом смысле за еду. Возвращаться домой им попросту не на что – да и билет без паспорта не купить.
Закир Исмаилов, куратор волонтёрского движения «Альтернатива» в Дагестане:
«Первая работа его была на кирпичном заводе – это посёлок Красноармейский, там у него забрали военный билет и паспорт, заплатили 500 рублей и выгнали с завода, и после этого он остался без документов, 15 лет скитается по разным хозяйствам, по разным хозяевам».
Впрочем, рассказывают члены движения «Альтернатива», в трудовое рабство люди попадают не только в Дагестане, хозяйства, где трудились фактически рабы, обнаружены на Ставрополье, в Краснодарском крае, в Подмосковье. Три года назад полицейские нашли такую ферму в селе Парусное. Её 33-хлетний директор вместе с несколькими своими подчиненными принуждал минимум четырёх человек работать безвозмездно. Их держали в закрытом бараке, не подчинявшихся сковывали цепью и избивали палками. Одного из невольников, который пытался бежать, охранники даже бросили в костер, а потом оставили у дверей больницы. Фермер был осужден на 4 года.
А страшная история для Петра Никулина, надеются его родственники, всё же закончилась. Его ждёт лечение и хорошая новость – на Украине у него растёт внук.
Наталья Зубкова, Иван Токарев, Алексей Баранов