Почему у воронежцев не получается законно избавляться от долгов?
Воронежцы задолжали банкам более сотни миллиардов рублей. Если платить по кредиту нечем, можно объявить себя банкротом. Это шанс законным способом избавиться от долгов и начать жизнь с чистого листа. Но этим способом не все спешат воспользоваться. Почему?
У каждого второго воронежца есть кредит. По статистике деньги чаще всего нужны на отдых, торжественные события, образование. Причины взять в долг могут быть разные, итог один – долговое рабство, выбраться из которого под силу не каждому.
«Три кредита в разных банках. Прошло два суда, приставы забирают 50% от зарплаты. Не смогли платить в связи с закрытием бизнеса…»
«Забеременела, я не замужем, чтобы не росли пени по кредиту и задолженность, я отдаю всё детское пособие. Как жить дальше, я не знаю…»
«Только что звонили, угрожали убить мою дочь, если не верну долг…»
(Источник: vk.com/anticollector177)
Коллекторы остаются в прошлом. В России, наконец-то, появился цивилизованный способ решения финансовых проблем – банкротство физических лиц.
Получить статус банкрота может любой гражданин России, чей совокупный долг кредитным организациям составляет 500 тысяч рублей или больше. При этом на момент обращения в суд просрочка по платежам должна быть не менее 90 дней.
Дмитрий Чебряков, управляющий филиалом банка:
«По закону получается, если человек прошёл процедуру банкротства, он объявлен банкротом - всё! То есть, все требования к нему прекращаются».
Но воронежцы не спешат воспользоваться возможностью очистить свою кредитную карму. В арбитражный суд подали заявления только 129 человек. Почему?
Причина №1. На банкротство нужно накопить. Процедура не из дешевых. Заплатить придётся за публикации, почтовые отправления, а также госпошлины и так далее. В общей сложности тысяч сто.
А ещё – найти деньги на гонорар для арбитражного управляющего. А это уже причина №2. Специалисты отказываются вести такие дела. По закону размер вознаграждения составляет 10 тысяч рублей плюс 2% от продажи имущества. Как правило, имущества у банкротов фактически нет. Учитывая то, что процедура может длиться около года, делим гонорар на 12 месяцев… За 800 рублей в месяц едва ли кто-то возьмётся за ваше дело. Тем более, с риском потерять работу.
Игорь Вышегородцев, арбитражный управляющий:
«После второго нарушения, даже незначительного арбитражного управляющего (допустим, просрочил срок публикации на два дня) арбитражный управляющий просто дисквалифицирован будет. То есть, на одной стороне весов – возможность заработать 10 тысяч рублей за год, а с другой стороны – потерять работу на целый год».
Это означает, что управляющим невыгодно работать с большинством граждан, которые являются де-факто банкротами. Другое дело, когда речь идёт о так называемых ВИП-клиентах, на которых можно заработать. По городу висят объявления, предлагающие помощь юриста. Мы позвонили в одну из таких фирм.
Мария, представитель юридической компании:
«В среднем по городу финансовый управляющий берёт минимум от 50 тысяч рублей. Это минимум! Есть по 100, есть по 180! За десять никто не согласится! Однозначно!!! Максимум, что я могу сделать – договориться со своим финансовым управляющим на 30-40!».
Некоторым придётся пройти эту процедуру принудительно. Налоговая инспекция, например, уже готовит документы в суд на нескольких должников.
Елена Сачкова, начальник отдела УФНС России по Воронежской области:
«У нас порядка 100 физических лиц, которые возможно пойдут на банкротство. То есть, существуют признаки банкротства. В феврале мы планируем подать единичные случаи, те, по которым собран уже весь пакет документов».
В итоге процедурой, которая, казалось бы, должна быть востребована, пользуются единицы. Дорого, рискованно, долго. Получается, что полезный и важный закон сейчас работает неэффективно. И может вообще перестать работать, если не будет изменено законодательство – именно этого сейчас добиваются арбитражные управляющие.
Анна Андреещева, Александр Рудик