ГТРК Воронеж

​Поисковики выяснили подробности гибели самолёта, найденного в озере

05.08.2015

10:00

Легенды времён Великой Отечественной не подтвердились – лётчик был не в шинели, и самолёт разбился не зимой, а абсолютно точно – 8 июля 1942 года. Таковы итоги поисковых работ под Воронежем. Там обнаружили место падения самолёта ЯК-1. Его фрагменты 5 дней доставали со дна заболоченного озера. Крушение по данным поисковиков-водолазов произошло примерно, когда немецко-фашистские захватчики прорвали фронт и вошли в Малышево и старые Семилуки. Оказалось, вместе с Яком пропали ещё самолёты. Их судьбой тоже займутся. Пока смогли сделать самое главное – узнать, кто был за штурвалом машины.

Чтобы самолёт Великой Отечественной вновь увидел свет, они строят почти что мост - до предполагаемого места крушения. Оно хоть и близко от берега, плавучий причал нужен – для работы помп и водолазов. Считают, борт шел от леса, накренившись, рухнул в озеро. Спустя 73 года тут "гладь" травы – болото. На второй день поисков путь к воде уже такой – проторённый. Фрагменты самолёта находят, но не могут нащупать кабину. Тогда окрестности "прозванивают" с помощью металлоискателя.

"Смотрите, запоминайте, то есть, вот так вот, куском и шириной где-то вот так. По крайней мере, с этой стороны я ее смог отзвонить. С этой я ее не отзвоню, тут яма же".

Где-то здесь под водой все, что осталось от Як-1. Марку самолета узнали в самом начале поисков. По "волнистым" металлическим уголкам – они, как и другие детали, давали истребителю легкость. В эту историю с головой теперь погружаются водолазы. Определяют, фрагменты примерно на двухметровой глубине в глине вперемежку с илом. Со дна все это поднимает грунтосос. Детали прошлого тут моют, словно золото. Совсем мелкие остаются на сетке.

"Видно прекрасно сохранился камуфляж – зеленая краска. Сверху зеленой краской красили, снизу – голубой".

Всё, что покрупней – дело водолазов. Полагаются на опыт и руки. Рассмотреть в мутной воде ничего нельзя. Ощупывая дно, находкам даже радоваться толком не могут. Что именно достают, часто сами просто не знают. Безошибочно определить, говорят, можно лишь останки пилота.

Иван Гуньков, водолаз: "Деревяшку пробуем руками разломить. Если деревяшка, значит, не вытаскиваем. А если металл, то просто наверх подаем, а там уже разбираются другие люди. Может, стреляная гильза, ее можно ощупать, а остальное уже как-то проблематично".

Виталий Гунькин, водолаз: "Измерить, примерно можно, я так думаю, кубов 5 уже пропустили грунта. Воды, естественно, больше. Ну, вода она – мы же ее берем, и тут же она назад возвращается, вот она сливается".

Водолазы нащупали две решающие находки. Это часть капота и фрагмент двигателя Яка. О самолете и его пилоте именно они расскажут всё.

"Вот эта часть двигателя, вот, вот она. Вот она – и на ней номер, это дублирующий номер. Я подчеркиваю, дублирующий номер краской – механики обычно писали, чтобы если сдавать в ремонт когда, получается, чтобы так сказать, не потеряться, какой от какой машины, от какого самолета этот номер. А это вот на заводе штамповались номера".

Як с таким номером пропал 8 июля 1942-го – это выяснили по архивным данным. Вместе с ним в тот день в окрестностях исчезла чуть ли не четверть полка – еще 8 самолетов. Все они прикрывали штаб Черняховского – находился всего в 4 км отсюда - и железную дорогу – от Отрожки до Беляево. Воздушной машиной, от которой осталось лишь это, управлял 29-летний старлей Сергей Докучаев. Выпускник краснодарской школы пилотов начинал войну в Вильнюсе. Где закончил, его семья не знала до сих пор. С фронта Сергея Докучаева ждали жена и сын. Командир эскадрильи числился как "НБЗ" – не вернувшийся из боевого задания.

Виталий Латарцев, генеральный директор предприятия подводно-технических работ: "Это был воздушный бой, потому что самолет Як-1, на котором он летал, имеет такой гильза сборник. И мы находили достаточно много стреляных гильз, то есть, бой был, он воевал, вел воздушный бой, но как говорится, не повезло. Бронеспинка является как бы крышкой гроба – вся хвостовая масса этого самолета давит на бронеспинку и вжимает летчика в приборную доску".

Бронеспинку так и не отыскали, как и останки летчика. Предполагают, он мог быть захоронен еще во время войны. Зато сына и внучку Сергея Докучаева нашли и даже связались с ними – они живут в Сочи. И сами летчика активно искали 7 лет назад. Теперь намерены увидеть озеро, где затерялись следы старлея Докучаева.

Евгения Соседко, Андрей Солодов и Дмитрий Овчинников


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК НА КАНАЛЕ «РОССИЯ» В 20:45

Гость

60 лет служения педагогике – свой профессиональный юбилей отмечает доцент, профессор кафедры воспитательных технологий Воронежского института развития образования, народный учитель России, директор центра дополнительного образования «Реальная школа» Альбина Золотарёва. Как не потерять интерес за столько лет работы, и чем можно увлечь современных детей, об этом в программе «Вести-Образование» рассказала Альбина Васильевна.

Смотреть передачу

Наверх