< >

Школьников теперь будут приучать к самостоятельности

Вести Воронеж 2242

Учиться по-новому начнём уже с 1 сентября. Во всех школах страны внедряют инновационный стандарт образования. Суть в том, чтобы сделать школьников самостоятельней и научить их думать. В Воронежском регионе экспериментально такие инновационные уроки в 41-ой школе идут уже третий год. В общей сложности новшества внедрены уже почти в ста учебных заведениях. Коснулись программы среднего звена.

Это не урок музыки и даже не история. В 8-мом воронежском лицее так учат литературу. Семиклассники ищут патриотический пафос в поэзии 20 века. Одни вспоминают пройденные стихи и их авторов, другие весь лиризм готовы прочувствовать – в классе танцы военных лет под аккордеон. А чтобы школьная программа лучше усвоилась, ее можно, например, пропеть.

Убрать с парт мобильники и планшеты педагог не требует, наоборот. Информацию по теме школьники прямо на уроке ищут в интернете. Главный принцип инновационного образования – научить учиться. Семиклассники согласны, но не по всем предметам.

Яна Лылова, ученица 7 класса лицея №8: "Мы сами работаем, сами эту информацию ищем, тем самым, запоминая ее. Такие уроки они довольно много времени забирают, поэтому, если мы будем чередовать, будет какое-то разнообразие".

Ксения Фатьянова, ученица 7 класса лицея №8: "Зависит от самого урока. Если это какая-нибудь алгебра, тогда лучше пусть учитель объясняет. А если литература или какой-нибудь там… география или что-нибудь такое, то там лучше самим найти информацию – она быстрей впитается как бы".

На таких инновационных уроках она не учитель, а почти что режиссер, признается Нина Скориданова. Преподает уже треть века, последние три года только так. Даже "пятерки" и "двойки" тут теперь не только ее прерогатива, друг друга оценивают, прежде всего, сами школьники. Говорят, в классе теперь и сочинения коллективно пишут. Педагог уверяет – схалтурить не удастся.

Нина Скориданова, учитель русского языка и литературы лицея №8: "Они выступают в группах, говорят о достоинствах и недостатках, а доработать нужно сочинение дома. То есть, тот ребенок, который послабее, он просто-напросто дойдет, он доведет до конца. А те, которые работают ребята, те, которым интересно, которые говорят хорошо, хорошо пишут, им интересно, они, конечно же, добавляют свое. И они вправе поменять, выдать свой вариант".

В Рамонском лицее литература в "народном стиле" - с шутками, прибаутками и поговорками. Ученики вспоминают фонетику, разгадывая звуковые ребусы.

Учитель-лектор это прошлый век образования. Если говорит 2/3 урока – это плохо, считают знатоки стандартов. Когда занятие для шестиклассников превращается почти что в игру, высказываются в основном дети. Им инновационное задание на дом – писать стихи.

Галина Шерстюкова, учитель русского языка и литературы Рамонского лицея: "Я пытаюсь на своих уроках заставить детей мыслить, я не даю им готовых решений, я ставлю их в проблемные ситуации, из которых они должны найти выход. Конечно, я им помогаю в процессе обучения, но основные выводы делают они".

Такие школьники – креативней и общительней, уже признали проверяющие. Разница заметна в классах, где эксперимент идет лишь год или все три. Оценки тоже инновационны – кроме привычных за знания, теперь будет и летопись таланта – своего рода, ученическое портфолио. Только как такой творческий подход впишется в стандартные тесты ЕГЭ, еще вопрос.

Александр Митрофанов, проректор-директор центра комплексного сопровождения развития региональной системы образования: "Те же дети, которые придут сейчас в 5 класс, первого сентября, когда это сделает вся страна, ну, очевидно ЕГЭ будет совсем другой для них. Кстати, Воронежская область принимала участие уже в нескольких семинарах по поводу изменения аттестации 9 класса и единого госэкзамена именно с точки зрения "заточки" - может такое грубое слово – но все-таки заточки их под те результаты, которые формируются в результате освоения федеральных государственных стандартов".

Лето накануне перехода к новым стандартам сами педагоги проведут за партами. Постигать творческую науку будут не по профилю, а сразу школьными командами. В тех же классах, где экспериментально уже учат учиться.

Евгения Соседко, Андрей Солодов и Павел Редькин

Читайте также