Служба разрешения конфликтов появится в учебных заведениях области
Разрешать конфликты в школе теперь будут специально обученные люди. Службы медиаторов создают в учебных заведениях области. Кто они и чем будут заниматься – разбиралась Анна Андреещева. Она побывала на первом в регионе фестивале медиации.
Школьники часто не умеют выходить из конфликтов и пускают в ход кулаки. Доказательство тому – постоянно появляющиеся в интернете видео жестоких драк. Преподаватели, вместо того, чтобы примирять учеников, сами иногда реагируют агрессивно.
Например, в этом году в кадетском корпусе офицер избил воспитанника. Не так давно семиклассница пыталась покончить жизнь самоубийством, по одной из версий следствия, из-за классной руководительницы, которая над ней издевалась. А ещё раньше подросток свел счёты с жизнью после провала на экзамене. Драм можно было бы избежать, если вовремя разрешить конфликт, считают специалисты. Теперь этим будет заниматься специально созданная служба медиации.
Ольга Чуйкова, медиатор: «Медиатор – человек, который принимает нейтральное положение. То есть, он не становится ни на чью сторону, даёт возможность высказаться обеим сторонам, но не влияет ни на чьё мнение».
Задача медиатора – посадить за стол переговоров конфликтующие стороны и добиться заключения примирительного договора. Новые функции возложат либо на школьных психологов, либо на обычных учителей-предметников. Помогать им могут и старшеклассники: для них на фестивале устроили мастер-классы.
Святослав Козарезов, ученик 11 класса: «Я агрессии сильной не проявляю, но при этом я открыл для себя то, что я чаще всего пользуюсь этой точкой зрения.
Психолог Ирина Романцова разбирает со школьниками разные модели общения. Иногда в разрешении конфликта играет роль даже правильно выстроенное предложение.
Ирина Романцова, психолог: ««Я-высказывания» - это альтернатива «ты-высказываниям». Когда мы обычно попадаем в конфликтную ситуацию, первое, что нам приходит в голову – начать обвинять человека, говорить ему о своих недостатках. «Я-высказывания» строятся по противоположной схеме, когда человеку нужно задуматься о том, какие он испытывает ощущения».
Научить детей обходить конфликты и не вступать в ссоры – часть работы новой службы. Но что делать, когда в конфликте участвует преподаватель или даже директор – пока вопрос, на который нет ответа.
Майя Гребенникова, методист центра психолого-педагогической поддержки и развития детей: «Наши учителя не всегда пойдут навстречу и согласятся на процедуру медиации. По разным причинам. Поэтому разрешить можно разрешить любой спор, но сядут ли за стол переговоров несовершеннолетний и взрослый человек?».
Предполагается, что медиаторы также будут мирить и родителей школьников. А если конфликт острый – и родители, и учителя смогут обращаться в центр психолого-педагогической поддержки. Но это – дело сугубо добровольное. И если одна из сторон отказывается – то заставить ее никто не может. Но как говорят сами педагоги, школьных конфликтов так много, что без работы медиаторы точно не останутся.
Службы медиации уже созданы в большинстве школ области. Специалисты проходят обучение. Сработает ли эта система, экспертам еще предстоит выяснить.
Анна Андреещева, Андрей Солодов