< >

Со дня захвата Аргунского ущелья в Чечне прошло ровно 10 лет

Вести Воронеж 1126
Со дня захвата Аргунского ущелья в Чечне прошло ровно 10 лет

К моменту высадки десантно-штурмовой бригады в ущелье скрывалось более 7.000 боевиков. Летчики утверждали, что с воздуха в горах видны лишь узкие тропинки. Но разведка доложила - из Грузии через ущелье идёт хорошая дорога. По ней бандиты получают оружие, провизию и снаряжение. И главное - российская граница со стороны Чечни на этом участке не прикрыта. Молниеносным ударом очистить горы, закрепиться и обеспечить безопасность тем, кто будет строить капитальные заставы. Такая цель стояла перед участниками операции "Аргун".

Когда перед командованием встал вопрос - кому доверить сложную операцию, выбор пал на воронежцев. На тот момент воронежские пограничники оказались самыми опытными. За плечами афганская война, плюс подготовка в региональном центре. Время показало, что ставка была верной. Воронежцы выполнили боевую задачу, и самое главное - без потерь.

Внезапность и секретность тоже повлияли на успех. Ни бойцы, ни их родные не знали, куда везут бригаду. Врага застали врасплох. Из вертолетов падали буквально им на голову. Выпал - уже десантник - шутили про себя пограничники.

Владимир Лутченко, начальник штурмовой, маневренной группы (1999г.): "Перед десантированием вертолет обрабатывает площадку, так как площадка не подготовлена, и вертолет начал нурсовать, и люди, десант, который сидел, чисто испугались. Это огонь, это дым там, всё. Как мне сказали, посмотрели на меня, что я спокойно сижу, значит, всё нормально".

Боевики бежали в Грузию, бросая технику, боеприпасы, лагеря. И оставляя утыканные минами и растяжками горы. Пограничники ещё полгода проводили зачистки, уничтожали снайперов, оберегали подступающее подкрепление. Однажды, попав в засаду, удивили даже опытного офицера из Кавказского округа.

Сергей Сысоев, начальник регионального учебного центра (1999г.): "Они сбили эту засаду и захватили трех пленных. У них ни потерь, ни раненных. Вот так. Это подготовка. Он говорит, я афганец, и всё. Я не видел, чтобы так работали. У нас это называется работа".

Теперь у большинства - другая работа. Одни охраняют границу, другие на гражданке. Но они не забывают тех дней. Также быстро приходят друг другу на помощь. А к юбилею сделали по медали. Сами. На память и без лишних слов.

Наталья Шермина, Юрий Вахтин

Читайте также