< >

Спасти Дон! Самая большая река в Воронежской области стремительно мелеет

Вести Воронеж 7750

Одна из крупнейших рек Европы и самая большая в Воронежской области, Дон - мелеет. Настолько, что теперь в его русле можно увидеть острова, их становится всё больше, кое-где реку даже переплывать не нужно - перейти можно. Всё это - из-за паводков, которых последние пару лет не было, воды не хватает. Дон в Воронежской области - длиной в 530 километров, наши корреспонденты обследовали реку в разных районах области, и вот что получилось.

Рамонский район

Илья Савчук, журналист:

"В районе села Кривоборье теперь барханы. Тонны того, что годами хранилось на дне Дона, сейчас вытаскивают на поверхность. Здесь намывают песок. А заодно и углубляют русло реки - местами до 17 метров. Это примерно, как средняя пятиэтажка.

Земснаряд по Дону в советские времена курсировал регулярно. Он очищал дно и берега - в 80-тые вся река в воронежской области была судоходной. Правда, технике тогда успешно помогала природа. Полноводным Дон всегда делал снег. Последние пару лет паводок был незначительным. Еще из-за жары теперь великая российская река мелеет на глазах.

Белый песок - мечта многих отдыхающих - тут теперь повседневность местных жителей. Причем, не самая приятная. Говорят, такой пляж уже не радует. Отдых у воды превратился в отдых в пустыне. Река стала заметно уже - на глаз тут метров┘.

Вернуть Дону славу судоходной реки, решили экологи воронежской области. Но такие глобальные планы одному региону осуществить не по силам. Природную проблему собираются решать на уровне страны. Но пока даже примерно, не известно, когда по Дону станут ходить уже не бумажные, а реальные корабли. Причем, не цепляя дно.

Воронеж

Евгения Соседко, журналист:

В Гремячьем не то, что корабли, машины теперь цепляют дном. Переправа тут превратилась в полосу для водительского экстрима. Движение по светофору - но только до первой легковушки с низким клиренсом. Каждая такая собирает пробки. Въезд и выезд на мост сейчас это "понтонные горки".

Преодолевают их фактически на тормозах. Передние колеса уже пересекли самый верх, и дальше машина движется за счет собственного веса. И это самый волнительный момент для водителя, когда все в салоне ждут металлического скрежета. И тут, как говорится, чем громче звук, тем масштабней грядущий ремонт.

Самые опытные автолюбители страхуются и задачу себе облегчают - в прямом смысле. Еще до переправы уменьшают вес самой машины: всех пассажиров высаживают, прежде чем переехать Дон.

Пока гремяченскую переправу машины дном цепляют не так уж часто. Понтон, говорят, просел еще терпимо, но заметно. Насколько, тут видит любой проезжающий - сама река оставляет метки. Вот здесь самая верхняя. Такая вода была бы мне чуть выше пояса. Мой рост - примерно метр 80-т, и значит, тут река спала сразу на метр.

К Дону теперь еще не подойдешь - место воды заняла буйная растительность. Такая, что тут даже бумажный кораблик не спустить.

Лискинский район

В районе Лисок крупных отмелей как минимум пять. На одной из них сел понтонный мост. К нему на выручку отправили земснаряд, но подойти к переправе он не может: слишком мелко. Поэтому пока пробивает путь к самому себе.

Рядом еще курсируют прогулочные катера, но только рядом с портом. Хотя и они скоро пришвартуются: в ближайшее время здесь готовятся полностью закрыть навигацию.

А вот чуть ниже по течению ходят уже не суда, а люди. По глубине великий Дон здесь примерно равен ручью. И это - середина реки! Человек может пройти здесь засучив штаны. Правда кое-где встречаются небольшие ямы: примерно по грудь.

То, что Дон мелеет в районе Лисок, да и по всей области, почувствовали рыбаки. Рыба ищет где глубже, но таких мест становится все меньше. Например, та же стерлядь, которая зимует в ямах, и которой еще совсем недавно здесь хвастались, теперь большая редкость.

Алексей Косенко, Евгения Соседко и Илья Савчук

Читайте также