< >

Театральное искусство Воронежа понесло невосполнимую утрату

Вести Воронеж 1416
Театральное искусство Воронежа понесло невосполнимую утрату

Это было в эпоху Иванова, будут говорить, вспоминая те или иные моменты, связанные с театром. Он не просто отдал драматическому 20 лет, он им жил, дышал. Настолько глубоко и активно, что не вынесло сердце. По словам врачей, почти ничего не осталось от нервной системы. Вечером в больнице мастера навестили ученики. Он пытался юморить, делился планами, собирался творить. Наброски "Мертвых душ" и других спектаклей остались на бумаге. Третьекурсники - без наставника, труппа вообще не видит будущего.

Юрий Смышников, актер Театра драмы им. Кольцова: "Все бежали бегом на репетиции к нему. Именно к нему. Если знали, что если сегодня репетирует он, значит, будет что-то интересное, значит, будет масса примеров из жизни приведено. С такой любовью рождались спектакли".

Все без исключения. А было их почти полсотни. И в каждом - неповторимое, свойственное только Иванову умение донести до зрителя суть. Не грим, не костюмы, не декорации. Сам по себе образ, характер должен будоражить как оголенный нерв. В идею даже самого великого автора, включая Гоголя, он пытался вложить что-то свое, близкое к современности, не посягая при этом на классический текст.

Анатолий Иванов, народный артист России: "То, что меня преследовало детство, юность, молодость мою и все это бороды, усы, бородавки, носы наклеенные и так далее. И за этим ничего нельзя было разобрать, что это за люди и что с ними происходит. Мне хотелось просто в чистом виде приблизить пьесу "Ревизор" к нашей публике, к нашему зрителю".

Только через 10 показов новая постановка становится спектаклем, считал режиссер. И где зритель ее увидит - его волновало не меньше. Сведущие люди подсчитали, что актерская эмоция способна разлиться максимум на 700 человек. А новый театр построен на 1.200. Здесь это невозможно - негодовал Иванов, это уже не общение с публикой.

Анатолий Иванов, народный артист России: "Для меня новое здание театра это был такой театр-убийца, который убьет драматическое искусство. Я не очень понимаю, почему такое здание строили для академического драматического театра. Ну, наверное, понятно, потому что под видом драматического театра строится какой-то такой дворец съездов, для форумов, для съездов".

И вопреки монументальности он сумел "согреть" эти стены. Собрал коллектив единомышленников, воспитал учеников, понимающих его с полуслова. На юбилее по случаю 200-летия театра это заметили даже приезжие актеры.

Андрей Зубков, актер Ярославского театра драмы имени Волкова: "Та труппа, которая работает в театре, если это творческая труппа, тогда не важно сколько театру лет 250, 350 или еще больше главное, чтобы были силы, чтобы был творческий потенциал".

Рукоплескали им, молодым и дерзким, а тот, чей замысел они воплощали, наблюдал со стороны. Потом подсказывал, помогал - так вырастил 8 народных артистов, 9 заслуженных и трех заслуженных работников культуры. В рамках президентской программы "поддержка русских театров в ближнем зарубежье" из российских режиссеров Иванов был первым.

"Вечно живые" - название одного из самых известных спектаклей Иванова, подходящее теперь для всех его работ.

Наталья Шермина, Алексей Баранов

Читайте также