< >

Трое старшекурсников ВГПУ переехали в деревню - учить детей

Вести Воронеж 1166
Трое старшекурсников ВГПУ переехали в деревню - учить детей

Рабочий день молодого учителя Никиты Скляревского начинается у плиты - навык истопника городской парень освоил за один день: в деревне это - умение первой необходимости.

Ради карьеры сельского учителя пришлось отказаться от комфорта - трое старшекурсников Педуниверситета переехали в деревню зимовать.

Алина Фирсова, студентка ВГПУ: "Тяжело - печку постоянно нужно поддерживать, просто так не уйдешь, выходить ночью страшно - удобства все на улице, идем вдвоем или втроем. Людей не хватает! Вот приехали свои-родные, думаешь, здорово, а уедут - там ванны у них, а мы тут дальше будем греть воду, а потом, пока запал очень большой и хочется очень внести в сельскую школу что-то свое".

Свет знаний молодые педагоги несут по пересеченной местности - асфальт вместе с Интернетом и телевидением - остались в городе. С первого дня новички включились в работу, ее здесь - непочатый край.

Сергей Славгородский, директор школы с. Вязовка: "У меня девочка ведет информатику, другая - математику. Нагрузку мы им набрали по 18 часов, оформили - есть договор с университетом - и они работают уже по трудовым книжкам".

Александр Потапов, ректор ВГПУ: "На какой срок - мы не определяли, но ехать надо на четверть, не меньше, потому что ученику нельзя менять учителя часто. Обратились - и было достаточно много желающих - мы удивились, что мальчики и девочки хотят ехать в отдаленные села и работать".

Кроме основных уроков - внеклассные занятия: Никита - в качестве факультатива - преподает игру на гитаре.

Этот урок не прогуливает никто - учителя музыки и рисования в сельских школах - большой дефицит.

Геннадий Иевлев, руководитель отдела образования Таловского района Воронежской области: "Нехватку мы ощущаем в предметах, которые мы иногда называем предметами второго плана, но на самом деле они развивают человека - это музыка, это искусство, физкультура - предметы, которые дают развитие".

В Вязовской школе сейчас - всего 40 учеников - хотя здание способно вместить в 10 раз больше. И такая ситуация - повсеместно. Количество так называемых "малокомплектных" школ с каждым годом растет.

Олег Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области: "370 школ идут со статусом "малокомплектная школа" - в этом году мы приняли новую методику и число малокомплектных школ мы увеличили - понимая, что сельские школы с наполняемостью до 30 человек - таких школ у нас около. В этом году у нас всего две школы, которые закрыли - ввиду отсутствия контингента - были примеры 5-6 лет давности, когда таких школ было и 50 и 60".

Некого учить: только в Таловском районе за последнее десятилетие количество детей школьного возраста сократилось вдвое - от 7,5 до 3 тысяч человек. Как следствие - брошенные, забытые школы - такие есть в каждом районе области - и мощнейший кадровый голод в системе сельского образования.

Средняя школа в селе Бродовом - уникальна: практически все учителя в свое время сидели за этими же партами. Ирина Горина - самый молодой специалист.

Ирина Горина, учитель младших классов Бродовской школы: "Меня никогда не привлекал город, все равно всегда хотелось быть дома, жизнь здесь кипит, нет такого, чтобы мы пришли, отвели уроки и ушли - нет такого. У нас каждый день - что-то новое, что-то нужно делать постоянно".

Бродовская школа - победитель многочисленных конкурсов районного, областного и даже федерального масштаба. Традиции здесь свято чтут - подражая наставникам, каждый третий ученик стремится стать учителем.

Любовь Косинкова, завуч школы с. Бродовое: "В коллективе у нас находятся бывшие выпускники нашей школы - я например, тоже закончила эту школу и процентов 80 наших работников - коренные жители. У нас в прошлом году четверо поступили в педагогические ВУЗы, а в этом году из 6 двое будут поступать".

"Школа-дом" - как называют ее учителя - пожалуй, одна из немногих в области, где кадрового голода не было даже в период демографического кризиса. Хотя даже здесь ряды учеников тают с каждым годом - сейчас их чуть больше сотни, в 2007 было - 250. Правда, по прогнозам специалистов, благодаря скачку рождаемости, ситуация должна в корне измениться уже в ближайшие пять лет. К этому времени должность сельского учителя чиновники обещают сделать привлекательной. Дождутся ли этого времени трое учителей-первопроходцев - пока не знают даже они. Но перезимовать в Вязовке обещают.

Роман Перегудов, Дмитрий Овчинников

Читайте также