У Набили Галиевны Валитовой юбилей
У художественного руководителя балета, народной артистки России Набили Галиевны Валитовой юбилей. Более 30 лет она работает с труппой воронежского театра, где танцевала все ведущие партии. Набиля Галиевна известна в Воронеже не только как балерина, но и как талантливый педагог воронежского хореографического училища.
Это случилось в начале шестидесятых. Молодая, но уже состоявшаяся балерина приехала в Воронеж к открытию нового театра, театра оперы и балета, и сразу стала примой.
Набиля Валитова, народная артистка России: "Судьба привела меня сюда, и я здесь застряла".
А балериной Набиля Галиевна стала по велению фортуны. Она родилась в многодетной семье что называется поскребушком в одной из деревень Башкирии. Когда не стало кормильца, мама переехала в Уфу. Совершенно случайно она узнала, что идет набор девочек в Ленинградское хореографическое училище и отвела туда детей, но взяли только Набелю. Девочка даже не знала русского языка.
Набиля Валитова, народная артистка России: "Педагог, у которого я кончала, Агриппина Яковлевна Ваганова, чьим именем названо училище, которая для всех была очень свирепым педагогом. А меня она на уроке похваливала, что удивляло даже всех этих учениц. Все равно у меня такой уверенности в себе или самомнения не было. И мне это было удивительно, и, наверное, это мне придало как бы стимул в жизни".
Набиля для себя решила: "Или я буду ведущей балериной, или никакой". Карьера складывалась очень интересно. Одно время в Москве проходила декада литературы и искусства Башкирии, и в нее входил балет, в составе которого она была сразу после окончания училища. Одна из балерин прямо на спектакле подвернула ногу и Валитова стала на ее место, станцевав партию Хосинты-Паскуалы по памяти. Роль была закреплена за ней и привела к званию заслуженной артистки. Это был звездный час. Знаменательным стало знакомство на сцене с совсем еще юным Рудольфом Нуриевым. В Воронеже она была уже солисткой. Единственное, что не удалось станцевать - Кармен.
Набиля Валитова, народная артистка России: "Хотя директор очень настаивал, он считал, что это я главная должна быть. Но так как у него в это время рядом жена танцующая была, я знала, что он видел только свою жену, а не меня в данной партии. Может быть, он видел меня в данной партии, а может быть, считал, что я буду слишком яркая для этой партии и всех перекрою, поэтому он постарался мне ее не дать".
У Валитовой много учениц: одни только начинают делать первые шаги в искусстве, другие уже имеют звания. Набиля Галиевна невольно сравнивает их с собой. Ей кажется, что когда танцевала она, техника была гораздо сложнее: по драматической насыщенности, по выразительности, которая стала уходить. Танцовщица должна была владеть своим мастерством настолько, чтобы "выражать телом музыку". Наверное, в этом состоял секрет и ее популярности.