​В Богучарском районе археологи нашли погребение жреца

06.08.2015

Редкий курган эпохи бронзового века раскопали археологи в Богучарском районе. У современного хутора Малёванный древние племена срубной культуры почти три с половиной тысячи лет назад похоронили своего могущественного вождя. Особое погребение, выложенное меловыми камнями, обнаружено на территории нашей области впервые за всю историю раскопок.

Вскрыть курган на самом высоком холме в округе археологи не решались несколько лет. Уж очень тщательно было выбрано место для захоронения древнего человека. По словам учёных, это говорит об особом уважении соплеменников к почившему вождю. Кроме того, могила оказалась буквально запечатана необычной для этих мест каменной кладкой.

Николай Новиков, археолог, краевед: "Трактора не брали, с плугом работали, а, кроме того, и плуги рвали! Он же обложен камнем".

Меловыми камнями древнее захоронение оказалось обложено на восемь метров вокруг. Некоторые глыбы настолько тяжелые, что их не могли сдвинуть с места даже несколько человек. Под каменной кладкой археологи обнаружили останки мужчины с тремя роскошными сосудами и бронзовым кинжалом. На нём до сих пор сохранились остатки костяной рукояти. Такие ножи, по словам учёных, использовались исключительно для жертвоприношений. Поэтому уверены, здесь захоронен могущественный жрец.

Валерий Березуцкий, доцент ВГПУ: "Если на сто погребений есть одно погребение срубной культуры с бронзовым ножом, то это как раз и есть хорошо. Очень редкая находка. А укладка камнем вот в таком варианте, в таком виде – это впервые на территории Воронежского края вообще обнаружено".

Такие захоронения характерны для Южного Урала. Явно не местные древние погребальные обряды - для археологов новые доказательства освоения наших степей восточными племенами. К тому же, этот курган преподнёс участникам экспедиции ещё один сюрприз - уцелевший скелет молодой девушки с бронзовым браслетом на руке нашли буквально в метре от останков могущественного жреца.

Софья Забудько, участница археологической экспедиции: "Я думаю, что это либо какая-то родственница, либо что-то приближенное к нему. Потому что браслет нечасто встречается. Обычно либо их раздробляют, наверное, или просто не захоранивают с украшениями".

В раскопанном кургане исследуют всё, до мельчайших деталей. Кроме украшений и остатков керамики, учёных интересуют даже пробы грунта. Их берут каждые десять сантиметров. Особо ценные - из сохранившегося глиняного горшка. Его содержимое будут изучать по слоям уже в лаборатории.

Валентина Приходько, почвовед-эколог биологического центра РАН: "По содержанию микроэлементов, по содержанию фосфора можно сказать, что там было. Там бывает и наркотическое вещество, и мясной бульон, и молочная каша, но бывает и вода".

Споры грибов, микробы, пыльца сохранились почти идеально - древнюю почву буквально консервирует глиняная насыпь кургана. Сравнив её с нынешней, археологи узнают всё о природе и климате бронзового века. Но уже сейчас они уверены, в пятнадцатом веке до нашей эры древним срубникам степи воронежской области явно нравились. Задержались в этих местах высокоразвитые скотоводы и земледельцы на целых три века.

Александра Камынина, Максим Вобленко

СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК НА КАНАЛЕ «РОССИЯ» В 17:40

60 лет служения педагогике – свой профессиональный юбилей отмечает доцент, профессор кафедры воспитательных технологий Воронежского института развития образования, народный учитель России, директор центра дополнительного образования «Реальная школа» Альбина Золотарёва. Как не потерять интерес за столько лет работы, и чем можно увлечь современных детей, об этом в программе «Вести-Образование» рассказала Альбина Васильевна.