​В Богучарском районе археологи нашли погребение жреца

Вести Воронеж 3482

Редкий курган эпохи бронзового века раскопали археологи в Богучарском районе. У современного хутора Малёванный древние племена срубной культуры почти три с половиной тысячи лет назад похоронили своего могущественного вождя. Особое погребение, выложенное меловыми камнями, обнаружено на территории нашей области впервые за всю историю раскопок.

Вскрыть курган на самом высоком холме в округе археологи не решались несколько лет. Уж очень тщательно было выбрано место для захоронения древнего человека. По словам учёных, это говорит об особом уважении соплеменников к почившему вождю. Кроме того, могила оказалась буквально запечатана необычной для этих мест каменной кладкой.

Николай Новиков, археолог, краевед: "Трактора не брали, с плугом работали, а, кроме того, и плуги рвали! Он же обложен камнем".

Меловыми камнями древнее захоронение оказалось обложено на восемь метров вокруг. Некоторые глыбы настолько тяжелые, что их не могли сдвинуть с места даже несколько человек. Под каменной кладкой археологи обнаружили останки мужчины с тремя роскошными сосудами и бронзовым кинжалом. На нём до сих пор сохранились остатки костяной рукояти. Такие ножи, по словам учёных, использовались исключительно для жертвоприношений. Поэтому уверены, здесь захоронен могущественный жрец.

Валерий Березуцкий, доцент ВГПУ: "Если на сто погребений есть одно погребение срубной культуры с бронзовым ножом, то это как раз и есть хорошо. Очень редкая находка. А укладка камнем вот в таком варианте, в таком виде – это впервые на территории Воронежского края вообще обнаружено".

Такие захоронения характерны для Южного Урала. Явно не местные древние погребальные обряды - для археологов новые доказательства освоения наших степей восточными племенами. К тому же, этот курган преподнёс участникам экспедиции ещё один сюрприз - уцелевший скелет молодой девушки с бронзовым браслетом на руке нашли буквально в метре от останков могущественного жреца.

Софья Забудько, участница археологической экспедиции: "Я думаю, что это либо какая-то родственница, либо что-то приближенное к нему. Потому что браслет нечасто встречается. Обычно либо их раздробляют, наверное, или просто не захоранивают с украшениями".

В раскопанном кургане исследуют всё, до мельчайших деталей. Кроме украшений и остатков керамики, учёных интересуют даже пробы грунта. Их берут каждые десять сантиметров. Особо ценные - из сохранившегося глиняного горшка. Его содержимое будут изучать по слоям уже в лаборатории.

Валентина Приходько, почвовед-эколог биологического центра РАН: "По содержанию микроэлементов, по содержанию фосфора можно сказать, что там было. Там бывает и наркотическое вещество, и мясной бульон, и молочная каша, но бывает и вода".

Споры грибов, микробы, пыльца сохранились почти идеально - древнюю почву буквально консервирует глиняная насыпь кургана. Сравнив её с нынешней, археологи узнают всё о природе и климате бронзового века. Но уже сейчас они уверены, в пятнадцатом веке до нашей эры древним срубникам степи воронежской области явно нравились. Задержались в этих местах высокоразвитые скотоводы и земледельцы на целых три века.

Александра Камынина, Максим Вобленко