< >

В Дубовке начались раскопки массового захоронения жертв репрессий

Вести Воронеж 1410
В Дубовке начались раскопки массового захоронения жертв репрессий

Это уже 33 расстрельная яма, найденная в Дубовке. Земля, пересыпанная кусками извести, разъедает пальцы даже через перчатки. Пока неизвестно, чья это могила: крестьян, которые даже не знали о своей участи, или жертв приговоров военного трибунала.

Алексей Зверев, руководитель поискового объединения "Бриг": "Тут можно определить только по месту. Если в обуви, обутый, попадаются в обуви кости, значит расстрелянный на месте, если обувь отдельно и разутый, значит, расстреливали в тюрьме и привозили сюда".

Основное орудие поисковика металлический щуп. Там, где земля не тронута, щуп глубоко не войдёт. Там, где она копалась, даже спустя 70 лет, щуп легко исчезнет. О большом количестве расстрельных ям говорит тот факт, что только за два часа работы их было обнаружено целых шесть.

Для Вениамина Глебова главное - фрагменты одежды и личных вещей, по ним можно определить дату расстрела, а иногда даже и имена. Он эксперт, и от его слов будет зависеть конечный результат.

До 50 годов вместо леса, здесь был полигон НКВД. Раскопки в Дубовке начались после рассказа местного жителя Ивана Текутьева. В феврале 1938 года, во время охоты, он и два его товарища увидели места казни. Вернувшись весной, насчитали 103 ямы. Но их количество после этого существенно выросло - расстрелы здесь продолжались ещё в течение двух лет.

Вениамин Глебов, эксперт по раскопкам: "Даже кто узнал случайно, положено было расстрелять, здесь же. Такой случай был, когда, у нас тут пятая яма. Один священник шёл сюда, он знал, видимо, что расстреливают, пришёл с крестом, ну и его сразу тут первого и положили. Нашли мы крест, серебряный, большой. В честь 300-летия дома Романовых".

Пока, фрагменты найденных тел будут храниться в Сомовской администрации. А 30 октября в мемориальной зоне посёлка Дубовка, их вместе с останками ещё 144 человек со всеми почестями, вновь предадут земле.

Читайте также