ГТРК Воронеж

​В Нововоронеже построен первый в мире энергоблок нового поколения!

29.12.2015

20:35

Грандиозная стройка подошла к концу. Первый в мире энергоблок нового поколения 3+ Нововоронежской АЭС готов к физическому пуску – строительно-монтажные работы и наладка закончены, проверки и тесты пройдены на «отлично». С чего всё начиналось, какие сложности были на пути создания самого мощного и безопасного энергоблока – в нашем материале...

К реализации самого масштабного проекта Центрально – Черноземного региона приступили в 2008-м – начался основной этап строительных работ. Тысячи кубометров грунта и бетона, поставка арматуры, изготовление оборудования, в том числе с длительным циклом, такие как реакторная установка и турбогенератор. Уже позади – разработка котлована под здание реактора и машинный зал.

На следующий год работы развернулись почти на всех объектах стройплощадки. Начали расти стены главного и вспомогательного здания реактора. На дно шахты установили новейшую российскую систему безопасности – ловушку расплава. Сначала первый элемент – корпус. Гигантский 160 -тонный «котел», который в случае гипотетической чрезвычайной ситуации не даст радиоактивности выйти за пределы и попасть в окружающую среду.

Рубен Топчиян, заместитель генерального директора, директор по проектированию ОАО «Атомэнергопроект»:

«Эта конструкция сможет локализовать тот расплав, который мог бы при отсутствии её уйти за пределы нашего реакторного отделения. Она его локализует и оставляет в рамках нашего сооружения».

Чем дальше, тем больше размах: к 2010 году на стройке уже работают около 5 тысяч человек. Начинается сооружение настоящего исполина, 170-метровой градирни – самого высокого сооружения в регионе и самой огромной системы охлаждения в России.

Игорь Коротков, инженер строительного контроля Нововоронежского филиала:

«Атомэнергопроект»: «Впервые мы смогли отказаться от строительства двух градирен на блок, как это было на всех отечественных АЭС до настоящего времени, благодаря строительству одной градирни удалось существенно уменьшить капвложения в строительство, сохранив при этом технологии и надежность будущей атомной станции».

Обсуждать безопасность строящихся АЭС начали особенно бурно сразу после аварии в Фукусиме в 2011 году. На Нововоронежской АЭС-2 были проведены стресс-тесты с учетом экстремальных условий, более жестких, чем на японской АЭС. Таким образом, первый в мире блок нового поколения АЭС 3+ с беспрецедентными системами безопасности, полностью учитывает уроки Фукусимы.

В 2012 году приступили к самым зрелищным этапам строительства: монтажу корпуса реактора, а затем купола и парогенераторов. Впервые в России стыковку корпуса с опорой выверяли с точностью до десятой миллиметра.

Сергей Петров директор филиала «Концерн Росэнергоатом»:

«Это головной блок новой серии, нового уровня мощности - 1200 МВт, такого в России еще не было, уникальность и сложность операции состоит в том, что после длительного перерыва - более 20 лет наше реакторостроение не делало реакторов - это первый после 87 года изготовленный реактор - и сразу такой мощности».

В 2013 году установили транспортный шлюз - через него в реакторный зал будет осуществляться доставка грузов. Он обеспечит герметичность реакторного отделения и защитит персонал станции и окружающую среду от радиоактивного воздействия. В прошлом году – на место водрузили купол: 210 тонн на высоту 20-ти этажей с ювелирной точностью. А также покрасили градирню и приступили к испытаниям. Чтобы самый мощный реактор был еще и самым безопасным – отрабатывали все чрезвычайные ситуации на специальном тренажере – точной копии пульта управления.

Павел Платонов, руководитель группы подготовки персонала блочного пульта управления:

«Нам предстоит работа, в том числе, не только обучить персонал техническим навыкам управления, но и сделать из операторов, которые прошли разные станции, единую команду. Мы планируем привлекать специального психолога для обучения человеческому взаимодействию, для обеспечения этого взаимодействия».

Финальные испытания – это холодная и горячая обкатка: все системы тестировали в штатном режиме, все почти по-настоящему – только вместо ядерного топлива имитаторы. На прочность проверили и гермооболочку – защитный купол – с помощью высокого давления. Впрочем, все испытания блоку нового поколения оказались нипочем.

Максим Богачко, директор Нововоронежского филиала дирекции по строительству:

«Холодная и горячая обкатка завершены, то есть имитация работы всех систем на рабочих параметрах пройдена успешно, все испытания завершены. Сейчас идет этап ревизии, который предваряет физический пуск, идет передача систем и помещений в эксплуатацию и регистрация в Ростехнадзоре».

Хотя работы на Нововоронежской станции еще продолжатся: около года потребуется, чтобы постепенно ввести все оборудование в эксплуатацию на полную мощность, ведь делать это сразу нельзя. А впереди еще строительство 7 энергоблока – оно продлится около 2 лет. И тогда Воронежская область сможет по праву считаться первым регионом, который смог полностью успешно реализовать атомный проект такого уровня.

Юлия Лукьянова, Павел Редькин


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

ИТОГОВЫЙ ВЫПУСК «ВЕСТИ-ВОРОНЕЖ» 17.11

Гость

Почему в других городах-миллионниках пробок нет, и что срочно нужно менять в Воронеже – об этом в программе «Вести-Интервью» рассказал директор проектной компании, занимающейся организацией дорожного движения в разных городах, Антоном Бахтиным.

Смотреть передачу

Наверх