< >

В Новой Усмани завершился традиционный фольклорный фестиваль "На троицу"

Вести Воронеж 1063
В Новой Усмани завершился традиционный фольклорный фестиваль "На троицу"

Ухваты, гребни, ступы - как и эта прялка здесь подлинные. Их оформление в доме говорило о статусе хозяйки. На улице женщин встречали по рисунку на одежде. Например, чем больше чёрная полоса внизу юбки, тем больше у семьи земли. Визитной же карточкой мужчины был пояс.

Марина Макухина, заведующая 3 Усманским сельским клубом: "На поясе обязательно должна быть кисточка. И мужская сила в кисточке. Мужчина никогда не позволял из дома выйти, чтобы не подпоясавшись. Рубаху на выпуск никогда не носили".

Свистульки сейчас даже называют по фамилии мастера - арефьевскими. Галина Ивановна одна из немногих, кто ещё играет на глиняных птицах и животных. Её роспись и персонажи самобытны, и среди них есть даже возрастная подборка.

Галина Арефьева, мастер народной игрушки: "Маленькие я делала специально на верёвочке, деткам маленьким, чтобы они слушали природу и подражали синичкам, кукушкам. А большая, уже идёт, как музыкальный инструмент".

Троица - праздник молодости и любви. В это время принято играть свадьбы, а незамужние девушки плетут венки и пускают их по реке. Об этом и большинство песен, которые поют на фестивале. Хотя ансамбли приехали из сёл, которые зачастую находятся за сотни километров друг от друга.

Александра Самотягина, солистка ансамбля "Паветье": "Когда мы исполняем песни того или иного села, мы видим этих исполнителей. Как говорят, душа бессмертна. Мы видим этих людей. Ну, вот запеваю я песню села Пчелиновка Бобровского района, сразу вспоминаешь Анну Алексеевну Булавкину. Поёшь, допустим, Мыловку, сразу вспоминаешь бабу Лиду, и так со всеми песнями".

Насколько песни близки к оригиналам, которые появились 100, 200 и более лет назад, уже не знает никто. Каждый голос, который исполнял эти напевы, привносил своё настроение и колорит. Но общие традиции, костюмы и, конечно же, дух, хоть и с маленькими поправками на творчество, всегда оставался неизменным.

Роман Козлов, Дмитрий Овчинников

Читайте также