< >

В Воронеже может появиться единственный в мире дом-музей Осипа Мандельштама

Вести Воронеж 2205
В Воронеже может появиться единственный в мире дом-музей Осипа Мандельштама

Вокруг своего дома в переулке Швейников жильцы водят экскурсии. Обычно на годовщину рождения, смерти и ссылки Осипа Мандельштама в Воронеж - сюда приезжают американцы и евреи. И непременно хотят сфотографироваться с нынешними обитателями дома.

Надежда Чуфенёва: "Они ходят вокруг дома, смотрят - особенно балкон - они говорят, вот на балкон выходил здесь он, гулял - в основном в двух половинах он жил".

В этом доме - единственный сборник Мандельштама на три семьи. Супруги Лесных вспоминают, такого в школе не проходили. Тогда он был просто запрещен. Читать его стихи стали уже после переезда сюда, в середине 80-тых. Уверяют, именно их комнату поэт снимал у агронома Евгения Вдовина. А Воронеж для ссылки выбрала жена Мандельштама - потому что к Москве близко. За три года - семья сменила пять адресов.

Галина Вишина, старший научный сотрудник воронежского областного литературного музея: "Во-первых были сложности общения с жильцами и с хозяевами квартир. Им не нравилось, что у них живет ссыльный. И во-вторых, это были проблемы с деньгами. Т.е. постоянно искали жилье более комфортное и более дешевое".

Дом по улице Фридриха Энгельса, стены которого тогда были расписаны стихами Мандельштама, теперь украшает мемориальная доска. А от исторического облика здания, где поэт прожил дольше всего, остались только стены. Во время отечественной войны сюда угодил снаряд. Теперь одна из стен начала оседать. Благотворительный резервный фонд предложил открыть здесь единственный в мире музей поэта. Только пока не дал на это ни копейки.

Петр Лесных: "Говорили, что - не против ли вы поменять улицу на Мандельштама. Ну, мы типа сказали, что не против - но как потом выяснилось - вроде за наш счет это. Ну, мы типа отказались это делать".

Иван Чухнов, начальник управления культуры г.Воронежа: "Жильцы готовы уйти, при условии, что им предоставят квартиры. Но затратная часть достаточно большая, притом, что не только квартиры нужно, еще и хороший ремонт в этих помещениях. Более того, я понимаю и другое, что сегодня таких, которые были в его личном пользовании или его личные вещи, их достать не возможно".

Остались стихи о черноречивом молчании и важных огородах. Кстати, написанные именно под этим дубом. Подруга семьи Наталья Штемпель сохранила три воронежские тетради Осипа Эмильевича. Его мечта из первой - никогда не осуществится. Хотя Воронеж поэта не отпускает до сих пор.

Переулок швейников имя поэта носить никогда не будет. Слишком дорого и хлопотно переоформлять документы - говорят жильцы 6 домов. А городские власти обещают - Мандельштама в Воронеже все-таки увековечат. Когда-нибудь его имя будет носить одна из новых улиц.

Читайте также