В воронежском оперном прошёл вечер памяти прима-балерины Набили Валитовой
В балетной труппе и в хореографическом училище её до сих пор считают своей совестью. И всё, что делают – обязательно с оглядкой на нее. А что бы она об этом подумала? В театре оперы и балета прошёл вечер памяти народной артистки России Набили Валитовой. Торжество отметили на сцене. Ольга Зубкова с подробностями.
В училище она – легенда, хотя её нет уже 10 лет. А для своих учеников навсегда осталась совестью. Вечер, посвящённый Набиле Галиевне, решили отметить большим двухактным концертом, начиная с занятий у станка, и заканчивая сложными партиями, чтобы юные танцовщики учились постепенно создавать на сцене образы так, как учила в свое время Валитова. Учащиеся хореографического училища нынешние и совсем недавние. Пусть многие уже не застали прекрасного педагога, традиции, ею заложенные, до сих пор и в театре, и в училище витают в воздухе.
Александр Литягин, главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета:
«С детства нам говорил: вот придете в театр, Набиля Галиевна из вас сделает, она покажет, как надо работать, она заставит. Мы её знали с детского возраста. А меня Н.Г. пригласила работать в труппу театра. Мне было безумно приятно, я почти сразу согласился».
Лариса Ефимова, преподаватель хореографического училища:
«Мы её очень любили, она была звездой. – Боялись? – Нет, не боялись. У неё подход другой совершенно. Мы все жили очень скромно. У кого-то туфель не было. Она всегда покупала и дарила детям».
Имя Набили Валитовой от Воронежского театра оперы и балета и хореографического училища неотделимо. Выпускница Ленинградского училища и педагога Агриппины Вагановой, она почти полвека во многом определяла творческий облик и театра, и училища. Её достижением было то, что, оставаясь непревзойденной прима-балериной, она много сил отдала воспитанию молодых талантов и преуспела в этом в должности педагога и художественного руководителя. Именно Валитовой мы обязаны высокому авторитету воронежской школы танца в России и за её пределами.
Татьяна Фролова, народная артистка РФ, художественный руководитель хореографического училища:
«Её мнение для меня всегда было очень важным, я знала, что открывается занавес, и в зале самый строгий зритель. Она видит всё – куда я повернула голову, где я устояла на пуантах, где не устояла, где много кланялась, а образ не позволял. А я думала, что я поклонюсь ещё немножечко, себе сил верну и буду дальше танцевать. Ей казалось, что это прерывает действие».
Она никогда не разрешала ничего в классических балетах менять. Была очень строгим, требовательным преподавателем. Но требовала не только чистоты исполнения, музыкальности, но и глубокого вхождения в образ, актерского мастерства. Потому, что балерина не может быть без души.
Ольга Зубкова, Павел Редькин