< >

Владимир Алабовский: холодная голова, горячее сердце и чистые руки

Вести Воронеж 1448

Мундир полковника ВВС - для разведчика тоже, своего рода, маскировка. В каких войсках ни служи - профессия специфическая. Великая Отечественная застала выпускника разведшколы генерального штаба Владимира Алабовского в Ленинграде. За линией фронта он работал с агентами, завербованными еще до войны. Видя успехи Вермахта, многие хотели переметнуться на сторону врага. С предателями особо не церемонились.

Владимир Алабовский, ветеран разведки: "Но ты же обещание давал! - Мало ли, чего я там давал. - Ну, хорошо, ты можешь нас проводить, чтобы вывести нас по переулочкам? - Могу. - Ну, иди. - Вот, он нас ведет до края. - Ну, до свидания, финку. - И мы пошли".

Уже в середине войны Владимира Ивановича подвело происхождение. Половина родственников - священнослужители, да и родной дядя, офицер Белой армии, оказался в Париже.

Владимир Алабовский, ветеран разведки: "В 1942 году моего отца, мать, брата и сестру арестовали и выслали за северный полярный круг, в салехардские лагеря. Когда Сталин умер, меня через месяц снова призвали в армию".

В конце 50 годов - плотная работа в Восточной Германии. Хрущев тогда всерьез решил блокировать Берлин. Шоссейные дороги перекрыли танки, но в воздухе все было не так просто. Надо было нейтрализовать американские локаторы. Специальное оборудование, изготовленное в Воронеже, по рассказам Владимира Алабовского, проверяли в Москве.

Владимир Алабовский, ветеран разведки: "Мы так дали, что у них не то, что локаторы, у них телефоны в Москве не работали. За это я премию получил, между прочим, что вы думаете, мне дали? Приемник "Альпинист", который Воронеж выпускал. Он 30 рублей в магазине стоил и 30 рублей премию".

Теперь 85-летний ветеран пишет мемуары. В них он расскажет о многом, исключая моменты, которые, к сожалению, засекречены до сих пор для широкой публики.

Читайте также