Вместо 9 лет. В Воронеже наркоторговцы попросили свободы для вымогавших у них взятку полицейских
Сами жертвы «полицейского беспредела» находятся под арестом.
В Железнодорожном районном суде в понедельник, 25 декабря, прошли прения по делу бывших полицейских Дмитрия Дадаева и Артёма Артёмова. Сотрудники ППС оказались на скамье подсудимых за целую серию преступлений – вымогательство взятки в 500 тыс. рублей, превышение полномочий с угрозами и насилием, разбое и похищении документов. Гособвинитель Наталья Ряжских, исключив из обвинения две последние статьи, попросила суд для Дадаева 9 лет колонии строгого режима и для Артёмова 8,5 лет колонии строгого режима, а также назначить по 500 тыс. рублей штрафа каждому.
Потерпевшими от полицейского беспредела стали два торговца «солями». ППСники надели на них наручники и хотели искупать в водохранилище, угрожали пистолетом и «посадить на 20 лет», отобрали вещи и документы. Всё это, чтобы парни заплатили им. В суд наркоторговцев привёз конвой, и именно они сидели в клетке, а не полицейские – те как раз под домашним арестом. Оба парня попросили суд оставить Дадаева и Артёма на свободе и приговорить их к наименьшему наказанию. За необычным процессом следила корреспондент «Вести-Воронеж».
«Искупаем в водохранилище и посадим на 20 лет»
Гособвинитель Наталья Ряжких в своей речи рассказала, какие события из жизни Дмитрия Дадаева и Артёма Артёмова легли в основу обвинения. Переломным моментом в жизни полицейских стало 27 сентября 2016 года. В ту ночь патруль нёс пост скрытого наблюдения – то есть был без формы и на гражданском авто Renault Megane. Сотрудников ППС вызвали коллеги, которые остановили «двенадцатую» на Ленинском проспекте. В салоне машины нашли наркотики. Так как смена закончилась, вызвали Дадаева и Артёмова, которые дежурили в ночную.
Когда патруль уехал, Дадаев и Артёмов вместо того, чтобы изъять подозрительное вещество и составить протокол для его направления на экспертизу, решили потребовать у задержанных деньги. «Бездействие» полиции оценили в 50 тыс. рублей, но прямо сейчас денег у парней не было. Что расстроило Дадаева и Артёмова. Для убедительности полицейские прицепили задержанных друг к другу наручниками, затолкали в автомобиль и отвезли на берег водохранилища. Там ребят со скованными руками угрожали «искупать» в водохранилище и посадить на 20 лет. Жёсткое отношение тут же возымело результат – один из парней в два часа ночи стал обзванивать знакомых, чтобы занять 50 тыс. рублей. Впрочем, его звонки не увенчались успехом. Тогда полицейские решили съездить к парням домой, чтобы посмотреть, какие вещи можно у них взять в залог из квартиры.
«Платите 500 тысяч вместо 50»
Согласно обвинению, Дадаев взял из кармана одного из задержанных ключ, которым открыл дверь квартиры. Там ППСники увидели спящего молодого человека. На кухне хозяева попытались спрятать бутылку для курения спайсов, но их тут же остановили, ударив в спину.
Так как в квартире оказался ещё один парень, Артёмов достал служебный пистолет Макарова. Направив на хозяев квартиры оружие, их поставили на колени и начали обыскивать дом. Полицейские собирали в сумку ценные вещи – телефоны, ноутбук, документы и банковские карты. Во время импровизированного обыска ППСники заметили клатч в серванте, где лежали свёртки с наркотиками. Они тут же сообразили, что передними не просто парни с «дозой» в машине, а наркоторговцы-закладчики.
– Это совсем другой срок. Вы никогда не выйдете из тюрьмы. Тут за 50 тысяч рублей не обойтись, платите 500 тысяч, – сказал Дадаев.
За деньги полицейские обещали не заявлять о находке, сумку с наркотиками они прихватили с собой.
Из квартиры двух задержанных ППСники вывели прикованными друг к другу наручниками и посадили к себе в машину. Парней вывезли на окраину городу, где вернули телефоны, дали номер банковской карты, куда частями можно перечислять взятку и пригрозили проблемами, если денег не будет.
Дадаев и Артёмов хотели получить 500 тыс. рублей за 2-3 месяца из расчёта, что закладчики зарабатывают по 12 тыс. рублей в день. На прощание полицейские дали парням 50 рублей на маршрутку и пожелали «быть аккуратнее». Через два дня Дадаев через тайник наркоторговцев вернут ноутбук, так как те не могли без него зарабатывать.
Как было установлено, Дадаев дважды получал на карточку своей знакомой деньги от закладчиков: 30 сентября 9,5 тыс. рублей и 6 октября 23,5 тыс. рублей. Вскоре после второго платежа торговцев солями задержали полицейские. Через два дня силовики пришли за Дадаевым и Артёмовым, против которых парни дали показания.
«Изоляция от общества и строгий режим»
Дадаев и Артёмов оказались под следствием и судом за служебные преступления, а их «подопечных» параллельно судят за покушение на сбыт наркотиков в особо крупном размере. Полицейские на соврали про «20 лет», за наркоторговлю парням грозит от 10 до 20 лет. Подсудимые ППСники стали свидетелями по делу о наркоторговле.
Выступая в суде, Наталья Ряжких попросила для Артёма Артёмова 8,5 лет колонии строгого режима, 500 тыс. штрафа и 2 года лишения права занимать должности в полиции. Для Дмитрия Дадаева прокурор назвала наказание в 9 лет колонии строгого режима и аналогичные дополнительные наказания – штраф и лишения права служить в правоохранительных органах. Гособвинитель подчеркнула, что исправление Дадаева и Артёмова невозможно без изоляции для общества.
«Не надо их лишать свободы»
Выслушав выступление прокурора, судья обратился к потерпевшим, чтобы узнать их мнение о наказании для Дадаева и Артёмова. Жертвы «полицейского беспредела» из клетки попросили не наказывать строго своих мучителей.
– Я хотел бы в этой ситуации отнестись к этим людям так, как хотел бы, чтобы отнеслись ко мне. Сейчас я сам нахожусь в плохой ситуации. Прошу назначить подсудимым наиболее мягкое наказание, не связанное с лишением свободы, – обратился к суду потерпевший.
Второй парень занял такую же позицию. Оба потерпевших подчеркнули, что никаких претензий к Дадаеву и Артёмову не имеют, им полностью возместили ущерб.
«Виновата система»
Адвокат Дмитрий Беляев, защищающий Дадаева, попросил суд не наказывать экс-полицейского так строго, как указала обвинитель. Он подчеркнул, что бывший правоохранитель «себе во вред» признавал вину во всех преступлениях. Беляев рассказал, что Дадаев вырос в семье офицера, сейчас у него есть своя семья, где растут двое малышей.
Адвокат подчеркнул, что Дадаев раскаялся и готов понести заслуженное наказание. Защитник пояснил, что очень сочувствует бывшему полицейскому и его жене, на которую из-за уголовного дела свалились все заботы о семье, выплата кредитов и необходимость зарабатывать деньги.
Семья Дадаевых жила на съёмных квартирах, а в 2016 году она оформила ипотеку с выплатами по 25 тыс. рублей в месяц. Дадаевы в конце сентября 2016 года переехали в свою квартиру, а 8 октября 2016 года главу семьи задержали. Первое время он находился в СИЗО.
– Я бы хотел указать на первостепенную причину, которая способствовала совершению преступления. Это несовершенная социально-экономическая политика государства, которое оказалось не способно стимулировать антикоррупционное поведение служащих путём найма социального жилья или выдачей льготных кредитов, – отметил Беляев. – После этого государство устанавливает служащему небольшую зарплату, наделяет его обширными полномочиями, и как следствие мы можем наблюдать на примере Дадаева – под гнётом своих социальных проблем он был вынужден совершить коррупционное преступление.
Беляев настаивал, что некорректно обвинять экс-полицейских в получении взятки в 500 тыс. рублей. Речь об этой сумме пошла после «противоречивых показаний» потерпевших и не подтверждается объективными доказательствами. В заключении своей речи адвокат попросил суд о милосердии для семьи Дадаевых, минимальном сроке для её главы без лишения свободы с учётом времени, проведённом в СИЗО и под домашним арестом.
Адвокат Денис Андреещев, защищающий Артёма Артёмова, пояснил, что силу к задержанным полицейские применяли, опасаясь агрессии со стороны наркоторговцев. Он подчеркнул, что для обвинения в такой крупной взятке как 500 тыс. рублей нет доказательств.
Андреещев рассказал о командировках Артёмова в горячие точки и безупречной службе в полиции, его семье. Защитник подчеркнул, что его подзащитный не принимал активного участия в совершении преступлений, на которые Артёмова толкнуло «тяжёлое материальное положение». Андреещев также попросил оставить Артёма Артёмова отбывать срок на свободе.
Выслушав стороны, судья назначил дату последнего слова, которое подсудимые скажут уже в январе 2018 года, после чего им будет вынесен приговор.
Оксана Грибкова