< >

Воронежские поисковики делят зоны влияния

Вести Воронеж 1390
Воронежские поисковики делят зоны влияния

После пожаров археолог Роман Поляков обнаружил в мемориальной зоне свежую яму. Профессиональное любопытство не дало пройти мимо. В итоге - наткнулся на останки, забытые прямо в песчаном отвале.

Роман Поляков, военный археолог: "Я не знаю конкретно, кто, под чьей эгидой и под чьим начальством, но работа сделана ужасно, некорректно, непрофессионально. Если берешься за работу, нужно делать ее по-человечески. Это же люди, в конце концов".

Искать поисковиков долго не пришлось. Авторство признало объединение "Бриг". Комиссия доверила отряду 2 расстрельные ямы - номер 46 и 47, а через месяц - приняло работу. Без всяких нареканий. В могилах нашли останки почти 200 репрессированных. Руководитель отряда уверен - с работой копатели справились профессионально - просто кто-то копает под них самих.

То есть, по этой версии, копатели под знаменами патриотизма, просто делят рынок. Подкинуть кости не проблема. По словам профессионалов, пара неучтенных черепов найдется у каждого отряда. А выкопанные останки до перезахоронения вообще лежат во дворе администрации Дубовки.

Алексей Зверев, руководитель поискового объединения "Бриг-Воронеж": "По нормальному - собрали бы координационный совет, в который вошли бы руководители поисковых отрядов, объединений, и вполне, я думаю, могли бы проработать. Не может одна организация охватить всю область. Работы, я думаю, всем поисковикам порядочным, которые занимаются этим - хватило бы".

Выгода небольшая, но есть. Яма, например, стоит под 40.000 рублей. Вахта памяти - раскопки на полях сражений - 90.000. Некоторые копатели справляются с работой за сутки - с предсказуемым качеством. Отсюда - не закопанные после работ расстрельные ямы. И траншеи, которых нет ни на одной карте.

Вениамин Глебов, представитель областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных граждан: "Группы допускают, что неточно обследование ямы. То есть, поверхностное исследование - все закончено, ничего здесь нет. А проверить и предъявить вот это дело - это не всегда получается".

Впрочем, комиссия особо не любопытствует - для неё эта задача далеко не основная. Так что, войны копателей, скорее всего, продолжатся и впредь.

Одни копатели отрицают вообще всякую конкуренцию - выбирает-то в итоге областная комиссия. Другие - предлагают собраться всем вместе и поделить зоны влияния - как когда-то дети лейтенанта Шмидта. А кости и черепа, оставленные здесь то ли по небрежности, то ли по злому умыслу, приходится убирать людям, для которых раскопки - совсем не бизнес.

Юрий Скрипченко, Александр Ситников

Читайте также