< >

Воронежские школьники участвуют во Всероссийской детской диспансеризации

Вести Воронеж 896

У мамы квартальная отчетность, у папы срывается график - главное не опоздать на работу. Чадо растолкали, дали указания, поцелуй наскоро, и оно плетется в школу. Типичное семейное утро. На первом уроке чадо полуспит, на втором - начинает понимать, что ученье-свет, а к последнему - как выжатый лимон. И так всю неделю.

И вроде не болит ничего у ребенка, и в медицинской карте порядок, а учитель видит - что-то не так. Тут палочка-выручалочка - школьный доктор. Даже первичный осмотр поможет выявить признаки заболевания. Или установить, что ребенок устал, не выспался, или просто чем-то недоволен, поэтому отказывается работать на уроке. Все это фиксируется, затем учитель и родители получают рекомендации. Многое педагог теперь может почерпнуть из классного журнала, где на каждого ребенка заведена отдельная строка. Там указан диагноз, степень допустимых нагрузок и другие данные. Например, допуск к обычной физкультуре.

Светлана Кудаева, школьный педиатр: "Тем, кому не рекомендуется, у нас существует подготовительная группа, то есть, дети освобождаются от кроссов и соревнований, от тяжелых нагрузок на физкультуре. Они делают разминку, облегченные всякие выполняют упражнения. Дети же, которые относятся к специальной группе, мы рекомендуем заниматься лечебной физкультурой в поликлинике".

Это не должно влиять на оценку в аттестате. Но обязательно учитывается при организации учебного процесса. Если в школе строго следуют приказам минздрава.

Галина Трубецких, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ лицей ╧6: "Медики своевременно сообщают нам о состоянии здоровья учащихся, об имеющихся у них заболеваниях, для того, чтобы педагоги учитывали это при работе с детьми. Мы обсуждаем, какие именно приемы педагогические, методики необходимо использовать для того, чтобы и повысить успеваемость учащихся, и в то же время не допустить их перегрузок".

Так должно быть в идеале. Если не равнодушен коллектив, если в тесной связке учитель, врач и родители. Но, увы, таких школ не много. Сегодня треть образовательных учреждений области не укомплектована медперсоналом, а иногда и педагогами. Все упирается в зарплату, уже не раз обсуждалось на всероссийском уровне. Статистика выглядит угрожающе. За 10 лет, пока отучилось одно поколение, у школьников в пять раз возросли заболевания опорно-двигательного аппарата и органов зрения, в четыре раза увеличилось число нервно-психических заболеваний. И только 10% выпускников считаются здоровыми. Причина - не удобные парты, плохая освещенность, перегрузки. Но нельзя исключать и домашний быт.

Маргарита Киньшина, главный педиатр Воронежской области: "Ситуация складывается так, что родители почему-то перекладывают почему-то все функции на школу, забывают, что они тоже в ответе за состояние здоровья своего ребенка. Начиная от вопросов питания". Мы не проводим статистику, насколько у нас дети получают те же завтраки перед уходом в школу и почему родители забыли, что ребенка тоже нужно покормить горячей пищей. Может быть, не всегда дорогой, а просто какой-то банальной горячей кашей.

Диспансеризация или углубленный медосмотр, когда ученика обследуют лор, хирург, окулист и другие врачи, проводится раз в год. По результатам родителям выдается полная картина состояния здоровья ребенка. И если в ходе этого осмотра выявляются признаки заболевания или уже патология, ребенок направляется в поликлинику. Далее - обследование и курс лечения. Многие болезни удается предотвратить при условии, что предписания выполняются. Однако, практика показывает, что профосмотры родителям - не указ. Даже если дело касается банальной пробы на туберкулез.

Маргарита Киньшина, главный педиатр Воронежской области: "Мы выявляем первичную инфецированность, заболеваемость детей. Реакция манту. Все мамы знают прекрасно. И представляете, 20% детей, у которых выявлены отклонения уже в реакции манту, просто не доходят на консультацию фтизиатра. Проблема огромная, мы должны все-таки, степень ответственности родители тоже должны понимать".

Должны. Но тут "срабатывает" масса факторов - метод воспитания и занятость родителей, состояние здоровья, обеспеченность семьи, и даже настроение ребенка. У Людмилы дочка - первоклассница, но уже с характером.

Людмила Шишлова, мама первоклассницы: "Она пришла и говорит, мам, завтра у нас будет прививка от гриппа, сказала медсестра. Будем мы делать или не будем. Я говорю, ну, это уж как ты сама хочешь. Она говорит, ну я не знаю, в прошлый раз мы от нее заболели. Я говорю, ну хочешь - не делай, хочешь - делай. Записку мы забыли написать, пришлось делать прививку. Она пришла и говорит, мам, я самая первая из девчонок прошла, не боялась прививочку делать".

Все-таки в большинстве школ Воронежской области здоровье детей под контролем. Прививки и осмотры вовремя. Мы идем вторыми за Москвой. Даже в Питербурге ситуация хуже. Потому что у нас действует программа "Дети Воронежской области" и подпрограмма, которую курирует облздрав - "Здоровое поколение". Это применение здоровье сберегающих технологий. Оснащение школ современным оборудованием, возрастной мебелью, контроль освещенности в классах и охват детей горячим питанием. Особая роль отводится физкультуре. Даже освобожденных от нее детей надо привлекать к занятиям, хотя бы по щадящей программе. Иначе перед телевизором и компьютором дети совсем забудут, что движение - это жизнь.

Читайте также