< >

Воронежский ученый рассекретил коллекцию документов Второй Мировой

Вести Воронеж 1357
Воронежский ученый рассекретил коллекцию документов Второй Мировой

По ним молчит колокол. Всем венграм, павшим в излучине Дона, посвящается. Вместо тысяч - фамилий география боев - Сторожевое, Урыв, Острогожск. Название местечка недалеко от венгерской столицы звучит почти как русское "погост" - Пакост. Хотя похоронен здесь только один неизвестный солдат. Его останки в 2003 году спецрейсом доставили из Воронежа.

Татьяна Керн, председатель координационного совета российских соотечественников в Венгрии: "Мы ездим в Воронеж на венгерские кладбища, то есть, возим венгерских детей, которые ищут родственников, своих дедушек или прадедушек, ищут родственников из какого-то села, которые погибли, которых они знают".

Уже не существующее кладбище у села Оськино. Своих павших бойцов венгры во время войны хоронили со всеми почестями в цинковых или деревянных гробах. Погибших даже отпевали. Однако многие могилы все равно оставались безымянными - их нумеровали. Строгий учет был епархией капелланов. Вместе с номером в списки вносили не только фамилию, имя, звание, но иногда и перечень содержимого карманов. В католических храмах данные хранят до сих пор.

Неизвестные факты военной истории в Венгрии разглашает воронежский ученый. Сергей Филоненко рассекретил коллекцию трофейных документов великой отечественной. В трех новых книгах уникальные факты, фото военнослужащих Вермахта, агитки и многое другое из архивов Будапешта, Рима, Москвы и Воронежа.

В 2007 году Сергей Филоненко выпустил "бомбу". Использовал то, что в годы войны тоннами сбрасывали с самолетов и чем заряжали тяжелую артиллерию. 200 листовок немецкой, венгерской, итальянской армий на русском. Самое безобидное оружие психологической войны на Дону, которое, тем не менее, должно было "выстрелить": "Штыки в землю!". 18 томов фашистских агиток изданы в Германии. В России эта публикация первая. Гриф "секретно" исчез и с протоколов допросов венгерских генералов.

Сергей Филоненко, проректор ВГАУ, военный историк: "Венгры оправдывают свое участие в военных действиях на территории СССР тем, что если бы Хорти отказался встать под знамена Гитлера, то такая маленькая страна как Венгрия в течении одного дня была бы оккупирована. Некоторые ветераны повторяют, что они боролись не с русским народом, а боролись с большевизмом.

Венгерские могилы смотрят на Дон. 26.000 фамилий. Самое большое захоронение недалеко от Воронежа смогли увидеть миллионы жителей берегов Дуная. Журналисты "Дуна-TV" сняли здесь документальное кино. Русские могилы смотрят на Капошвар. На городском кладбище лежит почти тысяча советских бойцов. На страже покоя тех, кто прошагал пол Европы и лишь немного не дожил до Великой Победы венгерский полковник в отставке Бела Пушкаш. Свято хранит память павших за счет местного муниципалитета.

Бела Пушкаш, директор похоронного бюро Шоматской области, военный историк: "В Венгрии есть такой обычай: первые выходные ноября - это день поминовения усопших. По всему кладбищу зажигают свечи, несут цветы. У советских солдат здесь все в огне. Обелиск усыпан цветами. Почему это делают венгры? Может, надеются, что в Воронеже или других местах, где похоронены их солдаты, русские поступают так же".

Спустя более чем полвека на Вторую Мировую возлагают особые надежды. Надежные памятники - тоже залог прочного мира, даже если Родина почти забыла своих героев - по крайней мере, помощь из России никто не предлагал. Еще несколько лет назад русские и украинцы искали здесь своих близких. Теперь никто не приезжает. Но венгры все равно ждут. И сажают на русских могилах цветы - с таким же упорством, как некогда обороняли родные очаги.

Читайте также