< >

​Восток и запад объединились на выставке в Воронежском музее имени Крамского

Вести Воронеж 3430

Целый год Воронеж имел статус культурной столицы СНГ. Выставки, фестивали, концерты с участием мастеров искусств Содружества воронежцы видели регулярно. На днях в оперном театре прошёл заключительный концерт с участием молодых исполнителей из 11-ти стран. А музей Крамского открывает сразу две выставки: из фондов Государственного музея Востока и из Национальной Академии наук Беларуси.

Более восьмидесяти предметов традиционного искусства Закавказья, Средней Азии и Казахстана привезли в музей Крамского из Государственного музея Востока. Экспозиция большая и дело не только в количестве. Главные экспонаты – ковры, их нужно расположить, так, чтобы узор на них заиграл. «В горах, в степи, в пустыне» – так авторы назвали эту выставку. В горах, в степи, в пустыне – везде быт народов Востока сопровождал ковёр. Иногда в жилище он заменял собой всю мебель. В искусстве ковроткачества яркий узор – главное. В Туркмении есть пословица: «Постели свой ковёр, я хочу прочесть твоё сердце».

Ковровыми полосами в Киргизии и Казахстане стягивали части юрты. Даже на мешках для перевозки вещей вытканы узоры. Восток – дело тонкое. Красоты хочется всегда, несмотря на достаточно суровый быт тех мест. Помимо ковров в Воронеж привезли узбекскую керамику, кованую посуду, украшенную тончайшим орнаментом. Причём, всю эту красоту мастера создавали не для богатых людей. Сосуды для кумыса, чайники и кувшины использовались в домашнем хозяйстве каждый день.

Михаил Бронштейн, главный научный сотрудник Государственного музея Востока: «Мы исходили из того, что нам важно показать народное, массовое искусство. Те изделия, которые создавались не для дворцов и музейных коллекций, а для быта, в будни и праздники. Они раскрывают то, что называют душой народа».

Воронежу повезло. Именно здесь культурное наследие белорусов впервые за несколько десятилетий представляют в России. Более семидесяти экспонатов из коллекций Музея древней белорусской культуры Национальной академии наук готовят представить зрителю. Как и у других славянских народов, у белорусов одежда щедро украшалась вышивками не только для красоты, но и служила защитой от сглаза и порчи.

«– Лён в Белоруссии называют «Божья свеча». Считалось, что он имеет защитную силу. И человек, одетый в льняную одежду – под опекой высших сил. Но сорочка где-то заканчивалась, и нужно было преграду поставить для нечистой силы, чтобы она не проникла ни к душе, ни к телу человека. Этой преградой становится орнамент».

Орнаментом, но уже совсем другим, украшено и церковное облачение. В экспозиции представлено золотое шитьё, иконы ХVII – XIX веков, и наряду с ними – сакральная деревянная скульптура, ведь часть белорусов исповедует православие, а часть – католицизм.

Борис Лазуко, директор Музея древней белорусской культуры: «В небольшой экспозиции постарались показать путь белорусского искусства в веках. Постарались воплотить и в традиционном костюме, и в иконописи, и в вещах, связанных с церковным облачением. Знаменитые слуцкие пояса. Рождены они в небольшом городке Слуцке».

В отличие от вышитых льняных рубах слуцкие пояса были предметом роскоши. Изготавливались они из натурального шёлка и золотых нитей по сложнейшей технологии. И служили у польско-литовской знати символом богатства и благополучия. Со временем искусство изготовления поясов было утеряно. В России и Европе известно всего несколько коллекций. Музей древней белорусской культуры гордится тем, что сейчас эту технику им удалось возродить. Для этого была утверждена даже национальная программа. В Воронеж, правда, привезли не новоделы, а подлинные произведения искусства.

Ольга Зубкова, Павел Редькин

Читайте также