За живым щитом. Воронежцы пытаются спасти павильоны от демонтажа
Изгороди из людей и автомобилей вокруг киосков выстраивают предприниматели.
Малый бизнес спасает свои торговые площади. Администрация города вышла на финишную прямую по сносу незаконных НТО. Осталось две сотни объектов, большинство – в подземных переходах.
Возле полуразрушенного павильона – несколько десятков предпринимателей. Они готовы встать живой изгородью перед техникой, которая приехала демонтировать строение. Ирина, хозяйка шиномонтажа, рассказывает, что по распоряжению мэрии в декабре снесли фасад. И теперь вернулись, чтобы сравнять бизнес, которым она занимается более 20 лет, с землёй.
– Ворота были, они их срезали, двери тоже поснимали, срезали, стёкла разбили, мне пришлось установить этот автомобиль, чтобы остальное всё не разграбили, – рассказала предприниматель Ирина Цветкова.
Ирина Цветкова уверена – чиновники действуют незаконно. Они ошиблись, случайно или намеренно, при написании адреса в ордере, и пришли сносить несуществующий на бумагах объект. Вот два одинаковых документа под идентичными номерами. На одном указана улица Матросова, на другом – Ворошилова.
В мэрии объясняют: адресная привязка нестационарных торговых объектов условна. Важно другое – с предпринимательницей расторгли договор в 2014 году из-за неуплаты аренды. Предложили заключить другой, и почти в 3,5 раза уменьшили стоимость размещения. Но женщина, утверждают чиновники, отказалась. Накопились долги, и она потеряла преимущественное право.
– Если есть год или два, когда вы не платите, соответственно, принципы преимущественного права утрачиваются. И она должна взять место под своим объектом заново с аукциона. Но сейчас у нас допускается размещение объектов не более 20 квадратов. Поэтому её это условие не могло никак устроить. Объект она потеряла, несмотря на никакие усилия со стороны администрации. Я хочу сказать, что администрация никогда не преследует мысли о том, что нужно демонтировать объекты. Это всегда крайняя мера, – сообщила руководитель управления предпринимательства Воронежа Людмила Бородина.
Крайнюю меру в прошлом году уже применили к полутысяче объектов. На очереди – ещё 200. Предприниматели уверены, что власти искусственно создают условия, при которых НТО становятся незаконными.
– Ищут возможности . У нас же прописаны в 790 односторонние расторжения договоров, где за одно нарушение, нарушение не важно какое: нет ли урн, не открыл бутылку пива в общепите, сразу под снос, – отметила председатель Воронежской общественной организации «Объединение предпринимателей» Татьяна Гончарова.
Нет Птичьего рынка, торговых рядов на Остужева и Владимира Невского. Пока не решён вопрос с Димитрова. К павильонам несколько раз подходила тяжёлая техника, бизнесмены встали на защиту рабочих мест. Власти взяли время, чтобы подумать. Быть ли ярмарке у автовокзала, чиновники решат до марта. Но даже если рынок легализуют, территорию выставят на конкурс.
– Если будет конкурс, будете ли участвовать? – Будем стараться, будем собирать общее собрание, но очень сложно бороться с олигархами, потому что у них денег больше, чем на нашем мини-рынке.
Предприниматели пытаются отстаивать право на размещение своих НТО в судах. Эта ярмарка – один из таких примеров. Пока идёт процесс, незаконные постройки, говорят в мэрии, демонтировать не могут. В судах – почти сотня дел. Чиновники уверяют – все выигрывает мэрия.
– Надеюсь, что в этом году всё-таки количество незаконных объектов не прибавится на территории города, а будет уменьшаться. И в конце концов мы придём к каким-то минимальным цифрам, стремящимся к нулю, – сообщил руководитель управления административно-технического контроля Максим Яровой.
Из тех, кто ещё держится, большинство – в пяти подземных переходах. Вытащить предпринимателей из сумрака подземелья непросто – техника может повредить всю конструкцию. Пока власти опробуют другие методы. Например, переход у цирка отдали концессионеру. С ним подпишут соглашение, скорее всего, уже в феврале, он будет решать проблему с местными бизнесменами сам. Между тем, в мэрии уже составляют график сноса незаконных НТО на текущий год.
Анна Андреещева, Константин Кохаров