< >

Увольнение и уголовное дело. С чем столкнутся ключевые воронежские музеи-заповедники из-за проблем с руководством

Перспективы дальнейшей работы зависят от судьбы руководства.

Наталья Зубкова Вести Воронеж 11947

В двух ключевых музеях-заповедниках Воронежской области в эти выходные открывают сезон в тревожном ожидании. Перспективы дальнейшей работы зависят от судьбы руководства.

Директор музея «Костёнки» пока на своём месте, показывает, как в этом сезоне будут популяризировать науку у самых маленьких туристов. В музее теперь есть своя песочница, в которой дети будут искать артефакты как настоящие археологи.

Артефакты и древности теперь изучают и сотрудники правоохранительных органов. Ищут доказательства растраты бюджетных средств, которые, по мнению следствия, допустили археологи, и лично Виктор Ковалевский. Поводом стала прокурорская проверка в прошлом месяце.

Проверяли 11 учреждений культуры, нарушений, пояснили в прокуратуре, была выявлена масса. Однако дело директора «Костёнок» штрафом не ограничилось. Материалы передали в ГУВД, там возбудили уголовное дело. О сути дела правоохранительные органы хранят молчание, однако известно, что речь идёт не о хищении, а о растрате 700 тыс. бюджетных рублей, выделенных на раскопки. Сам учёный уверяет – всё до копейки потратили на раскоп.

Жилище каменного века обнаружили в 2013 году прямо за зданием музея. Стоянку продолжают исследовать до сих пор, за это время площадь раскопок выросла в несколько раз. Изучение потребовало дорогостоящих исследований, в том числе, приглашали палеопочвоведов, специалистов по анализу ДНК, физиков и геологов из других регионов – людей, которые разбираются в исследовании находок времён палеолита в стране всего несколько.

Претензии правоохранительных органов возникли к тому, как руководство музея распорядилось средствами, выделенными на научную работу.

– Работы, которые были проведены в 2014 – 2015 году на средства, выделенные областным бюджетом, якобы, результаты этих работ мы выдаём за результаты работ, которые проводились по гранту в 2017 – 2018 году. На самом деле, работы проводились и в 14–15 году, проводились они специализированной археологической организацией, с открытым листом на профессионала-археолога. А в 17-18 году эти работы проводились уже на средства гранта сначала РГНФ и РФФИ под руководством сотрудника нашего музея. Претензий со стороны грантодателя у нас нет, ни с финансовой части, ни с научной. Жилище на самом деле уникально, оно возрастом 20 тыс. лет, и культурные слои, которые находятся на этом месте, достигают порядка 5-5,5 метров. Изучать его можно многие и многие десятилетия, как считают специалисты, – пояснил директор музея-заповедника «Костёнки» Виктор Ковалевский.

Информация о возбуждении уголовного дела вызвала бурную реакцию у историков, археологов и краеведов. В сети начали собирать подписи в защиту доброго имени учёного.

Шока и разочарования культурной общественности добавила другая новость. На фоне скандала стало известно, что бессменный директор другого, ещё более знаменитого музея-заповедника «Дивногорье» Марина Лылова написала заявление об уходе. Заповедником она руководила без малого 30 лет, фактически путь музея от малоизвестных руин до самого популярного туристического объекта края связаны с её именем.

С чем было связано решение об уходе, сказать сложно. Сама директор музея комментировать его отказывается до конца мая, когда срок её полномочий истечёт. Но уже ясно, решение было непростым.

На своей странице в соцсети Марина Лылова написала:

«Дорогие коллеги, друзья! Я действительно 19 апреля подала заявление о расторжении моего договора с 20 мая. Комментарии я не давала, за исключением фразы: «У всего есть свой запас прочности и мой, к сожалению, закончился». И ещё относительно преемника, что это не в моих силах его назначать. Друзья, поймите, это решение я приняла далеко не просто, и не на пустом месте, но об этом чуть позже. Спасибо всем за тёплые слова, которые буквально обрушились на меня».

Относительно преемника решение, пусть и временное, уверяют в департаменте культуры, принято – исполнять обязанности будет лауреат премии президента Софья Кондратьева – заместитель Марины Лыловой. Как рассказала в интервью «Вести Воронеж» руководитель департамента, новый директор прежде, чем получить должность без приставки «ио», должна будет себя проявить. В первую очередь, как педантичный исполнитель.

– При очень серьёзном научном потенциале, директор музея – это, прежде всего, финансово-хозяйственная деятельность, и тут необходимы определённые знания, навыки и совершенствование своей деятельности. Будем всячески ей помогать, – отметила руководитель департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева.

Будут ли реализованы грандиозные планы, намеченные при пока ещё действующем директоре музея, пока неясно. Например, довести до ума предстоит площадку Дивногорье -9, археологический комплекс, где были обнаружены единственные в мире останки древних лошадей. Там было запланировано строительство нового музея и визит-центра. Потратить на это предстоит минимум 200-300 млн рублей.

Вот, что рассказывала об этом проекте в программе «Вести Интервью» Марина Лылова три года назад:

«Мы написали в три крупнейших архитектурных бюро. И первыми откликнулись архитектурное бюро Ральфа Апельбаума, это вторая в мире группа архитекторов, которые занимаются проектирование музейных зданий. Это очень серьёзные деньги на проект это порядка 30 млн рублей, только проект. И понятно, что строительство – это очень серьёзные деньги. Потому что визит-центр – это тоже не здание на поверхности, это тоже в земле».

Кадровых решений по музею «Костёнки» пока не принято – и сам директор, и его руководство ждут результатов расследования. Однако, как рассказали нам в департаменте культуры, найти кандидата на эту должность в прошлый раз было крайне сложно.

К тому же, зарплаты у руководителей музеев-заповедников не самые высокие среди коллег – сведения на днях выложил департамент культуры. В частности, Марина Лылова в месяц зарабатывает 52 тыс. рублей, Виктор Ковалевский – 48 тыс.

Их коллеги из музейных комплексов, могут похвастаться более существенными доходами. Например, директор дворцового комплекса Ольденбургских Елена Клепова в месяц зарабатывает 78 тыс. Но эти зарплаты – тоже невелики на фоне коллег.

Один из самых эффективных менеджеров от культуры – Александр Арнаутов зарабатывает 137 тыс. рублей в месяц. А самым высокооплачиваемым деятелем культуры в Воронежской области стал Михаил Бычков, который как худрук Камерного театра и Платоновского фестиваля за совмещение этих должностей в месяц получает 240 тыс. рублей.

Ещё по теме

Читайте также