Модники и сладкоежки эпохи дефицита. Что продавали в первых магазинах самообслуживания в Воронеже
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Почти 6 рублей за килограмм «Красной шапочки» и около 9 – за пару обуви. Таких цен многие воронежцы, кажется, и не вспомнят. Но они были – во второй половине прошлого века. Именно тогда появилось знакомое каждому жителю Советского Союза слово «дефицит».
Запах именно этого предприятия слышат все, кто гуляет по Карла Маркса. Кондитерская фабрика и во второй половине 20 века – рай для сладкоежек. Свежий зефир и пастилу тут в миг глазируют, а знакомые каждому воронежцу песни Кольцова, как и сейчас, упаковывают в «носок». Воронежские конфеты же выглядят немного иначе. В 1964 году на них стали появляться те, кто покорил космос. На каждой конфете «К звёздам» было изображено по портрету 11 первых космонавтов. А когда пилотов стало больше, упаковку поменяли.
– Этикетка на воронежских конфетах – она была другая, рисованная. А сейчас это фотографии.
На нарисованной упаковке, вспоминает Светлана Иянова, тоже были достопримечательности города. Работать на предприятия она пришла в 70-х. Начинала рабочей, уходила начальницей цеха. Рассказывает, несложный состав Воронежских конфет должен был порадовать тех, кто не любит приторный вкус. Вафли, кокосовое масло, лимонная кислота и шоколад – именно этот состав конфет и стал брендом города, который многие покупали в подарок. Правда, на всех их не хватало.
– Был дефицит ещё и в том, чтобы приобрести коробочку. Коробочку воронежских, коробочку песен Кольцова. Потому что не могли насытить город ручным трудом. Ещё было очень вкусное печенье «Особое» и все наши фирменные сорта, за которыми были очереди, – вспоминает Светлана Иянова (работала на Воронежской кондитерской фабрике с 1970 г).
Для воронежских модников и модниц, понятие «дефицит» тогда было знакомо не меньше. Первый комплекс самообслуживания – ЦУМ – свои лучшие товары выставлял согласно плановой экономике, к концу месяца. На стойках и прилавках магазина – неяркие пальто, зато немало обуви. Говорят, все эти товары были исключительно отечественного производства.
– Конечно, он гораздо богаче выглядел снаружи, чем в нём был ассортимент. Я не помню, чтобы когда-то на прилавках обувного магазина были в продаже австрийские, итальянские, французские туфли – исключено. Если обувь – то это наша фабрика «Прогресс», если одежда, то это, скорее всего, наша фабрика «Работница», – рассказала краевед Ольга Рудева.
Приобрести что-то поинтересней можно было лишь на чёрном рынке. За импортные туфли пришлось бы выложить примерно половину средней зарплаты. Воронежцев того времени современный ЦУМ явно бы удивил. От прошлого в нём остался разве что фасад. Товары отечественных фабрик заменили иностранные бренды. Однако очередной виток моды сейчас снова возвращает модниц во вторую половину 20 века.
– Этот костюм из современности отражает ту эпоху. Здесь костюм из твида с юбкой мини и стоит сказать, что мини тогда носили лишь исключительные модницы. Оно не было ещё так популярно, как сейчас, например. Нас уже не удивить короткой длиной.
Полоска, яркая геометрия, нейлон и винил – всё это то, что также объединяет тенденции того и современного времени. Правда, доступно это было, скорее, столичным модницам. Воронежский ЦУМ был местом, где приобретали не только одежду. Канцтовары, игрушки и гастроном – лишь малая часть того, что было на прилавках центрального универмага.
– Если говорить о ЦУМе того времени и сегодняшнего, то в то время ЦУМ представлял собой такое пространство, где было представлено абсолютно всё. Можно было встретить ковры, текстиль, какие-то ткани, которые покупались отрезами, из них уже шилось что-то. Сейчас же это мультибрендовое пространство, где на трёх этажах можно подобрать от обуви, до спортивной одежды, – отметила стилист Екатерина Лозовая.
Трудно поверить, что, например, в 80-х не было порой самых простых вещей. Чай, кофе, колбаса и даже туалетная бумага – то, что достать было не всегда легко. Сейчас прилавки магазинов – полные. Причём настолько, что постоянное и безудержное потребление стало проблемой и в России. А покупатели с ностальгией вспоминают вкус хоть и дефицитных, но абсолютно натуральных продуктов советской эпохи.