Гибнут от рук людей. Как в Воронежской области спасают леса после поджогов
В регионе идёт большая работа по восстановлению лесных территорий.
В Воронежской области посадили в полтора раза больше нового леса, чем в прошлом году. В рамках нацпроекта «Сохранение лесов» высадили сеянцы на полутора тысячах гектаров, закупили технику для пожаротушения и израсходовали почти весь бюджет на этот год. На что уже потратили половину федеральных субсидий и почему это важно – изучили «Вести Воронеж».
Мечту лесных пожарных – машину «Урал», здесь купили за шесть миллионов. Он примерно вдвое эффективнее при тушении лесного пожара, чем его трёхкубовые собратья.
– Во-первых, два раза надо было сходить, чтоб шесть кубов вывезти. А эта машина их берёт сразу. Во-вторых, проходимость техники хорошая – у нас там рвы есть, овраги. Она преодолевает легко завалы. Современная машина. Если бы таких было много во время пожаров в 2010 году – всё тогда было бы по-другому, – отметил заместитель руководителя Новоусманского филиала Воронежского Лесопожарного центра Владимир Ююкин.
Таких больших машин в регионе пока две, по нацпроекту купили ещё несколько мотопомп. Задача лесников – не дать пожарам, уничтожившим в 2010 почти 16 тыс. гектаров деревьев, повториться. Но бороться с огнём приходится всё равно каждое лето. Особенно обидно, что делать это приходится в одних и тех же местах. Например, есть сеянцы, посаженные как раз по национальному проекту в этом году – должны вырасти на месте гари. Этот участок, на котором только успели вырасти молодые деревья, посаженные в начале десятых – выгорел прошлым летом.
– Людей приезжает много, часто возникают лесные пожары. Здесь была гарь, после чего лес усох. Когда расчистили данную площадь, посадили лесные культуры. На первых порах сеянцы сосны и других деревьев очень уязвимы от травянистой растительности, поэтому цель агротехнических уходов в первую очередь – борьба с сорнякам, – отметил руководитель Воронежского лесопожарного центра Владимир Галдин.
В Погоново в прошлом году выгорело свыше 440 гектаров леса. А всего в регионе, в том числе и в начавших восстанавливаться лесах, произошло более 60 возгораний. Около десятка из них, уже установлено, произошли в результате поджогов.
– Семь дел возбуждено органами пожарного надзора. Идёт расследование. Но ни по одному делу лицо, виновное в пожаре, не установлено. Лесные инспекторы, пожарные инспекторы, наши ведомственные – сегодня не наделены правами в плане привлечения к ответственности тех людей, кто способствует пожару. На федеральном уровне эта проблема будет решена, в будущем они будут обладать такими правами, – отметил руководитель управления лесного хозяйства Воронежской области Александр Сысоев.
На гарях стараются высадить лиственные культуры, они хуже горят.
– Берёза – одна из самых желанных пород для лесоводов Воронежской области. Нет лучше породы, которую можно высадить на гарях, – поделился Владимир Галдин.
Правда, береза плохо приживается на песке – эти деревья, а также дубы, стараются смешивать с хвойниками. Большинство лесов вокруг Воронежа растёт на песчаных почвах, где лучше всего приживается сосна.
– В этой теплице 480 тыс. ячеек с сеянцами. Ими 120 гектар с закрытой корневой системой высаживается в лесу. Это станет лесом где-то через 20 лет. Уже в 20-летнем лесу можно грибы собирать, маслята. Дальше – ещё больше, – рассказал заместитель директора Новоусманского филиала Воронежского лесопожарного центра Геннадий Сидоров.
Самая большая сложность теперь – сохранить эти деревья до 20 лет. Из посаженных сеянцев приживается чуть более половины, на некоторых участках приходится пересевать лесные культуры трижды. И лесом они станут при условии, что вновь не случится пожар. Пожарные признаются, в большинстве случаев причина возгораний в лесу – человек, даже если поджог не установлен.