< >

Экзотические растения и птицы. Как глобальное изменение климата отразилось на Воронежской области

По мнению экспертов, регион почувствовал усиление агрессивности климата.

Необычные птицы, экзотические растения и регулярные капризы погоды – всё это теперь привычно для Воронежа. И одна из причин тому, по мнению учёных, глобальное изменение климата. В регионе стало теплее, и это не могло пройти бесследно для флоры и фауны. Почему окружающий нас пейзаж уже не будет прежним – выяснял корреспондент «Вести Воронеж» Евгений Касилов.        

Флюгер ловит ветер, ртутные градусники отмеряют температуру. На воронежской метеостанции используют примерно те же технологии, что и в конце 1940-х годов, когда здесь впервые начали следить за погодой. И простые приборы не подводят, говорят синоптики. Вот только резервуар для измерения уровня осадков приходится защищать сеткой. Вороны так и норовят отсюда напиться и спутать показания.

В век цифровизации тут почти всё делают вручную. Станция работает круглосуточно, каждые три часа сотрудники снимают показания и отправляют их в один из мировых центров сбора данных. Это лишь малая деталь грандиозного механизма изучения климата на планете. И он стремительно меняется, говорят учёные. Последствия регулярно видят и воронежцы.

– Мы с этим глобальным потеплением особо тепла не почувствовали, а почувствовали агрессивность климата. Сколько случаев было, когда площадь Черняховского затапливало. Ведь это не низина какая-то, это можно сказать самая высокая точка в городе – это раз. Во-вторых, крыши, щиты срывает ветер, деревья падают на автомобили. Ведь как-то раньше этого не наблюдалось, – отметил начальник воронежского гидрометцентра Александр Сушков.

По данным Воронежгидромета, с конца 80-х в регионе зима стала короче и теплее на один – два градуса. А вот лето при этом осталось прежним. В Воронежском биосферном заповеднике тоже ведут наблюдение за погодой, но самые явные индикаторы смен климата тут.

– Растения, у которых процессы активные начинаются именно в апреле и мае – у них теперь листья появляются раньше, они зацветают раньше. Это если мы говорим про деревья и кустарники. Точно так же синхронно происходит убыстрение развития травянистых растений, – рассказала старший научный сотрудник Воронежского биосферного заповедника Инна Сапельникова.

Так что Воронеж за последние десятилетия стал не только теплее, но и зеленее. Обратную сторону этого процесса изучает доцент ВГУ Дмитрий Владимиров. В своей диссертации он собрал сотни растений, которых ещё полвека назад в нашем регионе не было, а теперь они завоёвывают окрестности и до неузнаваемости меняют пейзаж.

Потепление даёт чужакам дополнительное преимущество. И теперь только на одной этой обочине в окрестностях парка Динамо взгляд учёного различает сразу пять относительно новых для Воронежа видов, родина которых – высокогорья Кавказа, полупустынь Средней Азии и даже прерии Северной Америки.

– Чужеродные растения, чужеродные виды, успешно конкурируют с местными и вытесняют их. Например, растение «Недотрога мелкоцветковая». Она появилась у нас в Воронежской области не так давно, только в 80-е годы прошлого века и уже за это время сильно потеснила вид местный, – поделился доцент Факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ Дмитрий Владимиров.

Глобальные выводы учёного впечатляют, сегодня каждое пятое растение в Воронеж кой области – чужак.

Необычайно крупные листья, экзотичные стручки, а весной ещё благоухающие белые цветы. Теплолюбивая катальпа на воронежских улицах стремительно занимает место привычных тополей и лип. И в нынешнем климате, похоже, чувствует себя как дома. Хотя родина этого дерева – Китай и Япония. Ещё в конце прошлого века подобное представить было нельзя – катальпы просто замёрзли бы ветреной и морозной зимой средней полосы России.

А теперь в Воронеже кое-где цветут даже магнолии. И вполне логично, что в кронах южных деревьев уже раздаются голоса незнакомых птиц. Например, на территории биосферного заповедника поселилась индийская камышёвка, а в небе орнитологи наблюдали Чернозобую гагару, которая вообще-то предпочитает прокладывать маршруты, где солнечно, и шумит море.

Без потерь среди пернатых тоже не обошлось. В 80-е воронежские мальчишки ловили зарянок и зябликов, которых теперь днём с огнём не сыщешь.

– Обыкновенная горлица – есть такой голубь небольшой. Обычный для наших мест вид. Широко распространён, многочисленный, во многих местах мы слышали постоянно их песни. В этом году я не слышал ни одной. По всей Европейской части России наблюдается их резкое сокращение, и в новой редакции Красной книги Российской Федерации этот вид уже будет внесён, – рассказал орнитолог Воронежского биосферного заповедника Пётр Венгеров.

Выходит, что изменение климата для одних видов – польза, для других – непоправимый вред. Так или иначе, прогнозы на ближайшие десятилетия учёные делают неохотно – слишком много в этих процессах ещё не изучено. Ясно одно – природа области уже точно не будет прежней.

Читайте также