Сезон мокрых ног. Почему сильные дожди топят Воронеж, несмотря на ливнёвку
Можно ли гарантировать горожанам сухие дороги без огромных вложений в инфраструктуру.
Сильный дождь, продолжавшийся всю ночь 1 октября, к утру сделал непроходимыми часть улиц, затопил пешеходные переходы и спровоцировал пробки на дорогах. В мэрии это объяснили тем, что за ночь решётки ливнеприёмников забились опавшей листвой, и ливневая канализация не смогла быстро отвести с улиц всю воду. С самого утра коммунальщики очищали ливнёвки от листвы и откачивали воду в местах особенно сильных подтоплений. Дороги пришли в норму ещё до полудня. Но проблема в том, что сильные дожди, а уж ливни тем более, почти мгновенно делают непроходимыми часть городских улиц не только осенью. На одних из них просто нечему отводить воду – ливневой канализации там никогда не было, в других местах она есть, но не справляется. Например, проезжая часть под виадуком на бульваре Победы или дорога на Ростовской после сильных дождей всякий раз уходит под воду.
Почему это происходит, как работает городская ливневая канализация и может ли она работать лучше, разбирались «Вести-Воронеж».
Что собой представляет городская ливневая канализация
Дождевые и талые воды отводятся с улиц Воронежа двумя способами: естественным и искусственным. Вода либо впитывается в землю, либо уходит по сетям ливневой канализации. Вся территория с учётом водосброса поделена на 29 приёмных бассейнов, девять из которых находится в правобережной части города и ещё 20 – на левом берегу.
Общая протяжённость городской ливнёвки составляет 330 км. Большая её часть проложена по магистральным улицам Воронежа. Обеспеченность улично-дорожной сети ливневой канализацией составляет 25% – этот показатель входит в десятку лучших в стране. 180 км из 330 км стоят на балансе муниципалитета и еще 150 км – ведомственные. Кроме того, есть брошеные сети. Также в систему ливневой канализации входят 3556 смотровых колодцев, 1891 ливнеприёмный колодец, в том числе 1261 – на магистральных улицах, четыре канализационно-насосных станции и Левобережные очистные сооружения.
Дождевая или талая вода стекает в решетки ливнеприёмников и далее по каналам ливнёвки выводится с городских улиц. Часть её сбрасывается в полях, часть – в водохранилище. Например, в водохранилище через систему фильтров попадает вода, отводимая с набережной Массалитинова.
Муниципальную ливневую канализацию чистят дважды в год – осенью и весной. Осенью систему готовят к приему по весне талых вод. Весной очищают от всего, что они принесли с собой с улиц – песок, опавшие листья и городской мусор. В год на эти работы муниципалитет тратит от 15 до 25 млн рублей.
Существующая сеть старая и изношенная, но она работает, говорят в мэрии.
Почему Воронеж тонет после дождей
Локальные наводнения, которые горожане регулярно наблюдают на улицах после сильных дождей, имеют несколько причин.
Во-первых, практически всю ливневую канализацию Воронежа построили в 60-80 годы и рассчитывали её пропускную способность, исходя из современных проектировщикам условий. Значительная часть воды тогда отводилась с улиц естественным путём – просто впитывалась в землю. За последние десятилетия в городе многократно увеличилась площадь территорий, застроенных жильём или покрытых асфальтом. Таким образом объём воды, отводимой естественным путём, снизился, а стекающей в ливнёвку, – вырос и превысил её проектируемую мощность.
– Например, на улице Новосибирской, которую постоянно затапливает в сильные дожди, в годы строительства ливнёвки с одной стороны были теплицы, а с другой – поля. Все выпадающие осадки там же и уходили в землю. Теперь там построили новые кварталы, проложили дороги и заасфальтировали парковки. В итоге ливневая канализация перестала справляться с возросшим количеством воды, – пояснили в мэрии.
С этим согласен и урбанист Аркадий Гершман.
– Многие города закатали в асфальт газоны ради строительства дорог и парковок. Вода теперь не может уйти сама, соответственно, объёмы, которые нужно отводить с улиц искусственным путем, возрастают. Может, это и мелочь, но когда касается города, количество такой воды можно принять катастрофические размеры, – говорит он.
Кроме того, в Воронеже на многих территориях ливнёвку просто не проложили, рассчитывая на естественный сброс воды. После изменения облика города, он стал просто невозможен.
Во-вторых, несмотря на то, что мощность ливнёвки тем больше, чем большее диаметр ее труб, проектируются они, исходя из среднемесячной нормы осадков, а не в расчёте на тропические ливни. Поэтому с так называемым залповым сбросом воды ливневая канализация справиться не в состоянии.
– На ненормативные осадки не рассчитана ни одна ливневая сеть в мире. Сильные дожди затапливают не только Воронеж, но и Москву, и европейские города. Вода не может уйти с улиц вся сразу при залповом выбросе – это особенно заметно в центре города после сильных ливней. Но через 30 минут, максимум час, вся вода уходит в ливнёвку, – рассказали в мэрии.
В-третьих, не вся сеть обслуживается одинаково. Если за свою часть ливнёвки мэрия несет ответственность, то о состоянии другой её части – ведомственных или брошеных сетях – можно говорить только предположительно.
Как устроены ливнёвки в других городах
Например, в Японии, которая является партнёром Воронежа по реализации нескольких проектов в области создания комфортной городской среды, Токийский противопаводковый коллектор настолько велик и так технологически оснащён, что стал не только частью коммунальной инфраструктуры мегаполиса, но и туристической достопримечательностью. Он представляет собой широко разветвлённую подземную систему туннелей и водохранилищ, собирающую воду под городом во время разлива рек и тайфунов в сезон дождей. Вода собирается в пять громадных вертикальных водохранилищ-«колодцев», высота самого большого составляет около 70 м, а связывающие их туннели проложены на глубине 50 м.
Впрочем, в окрестностях Токио в месяц может выпадать до 200 мм осадков при средних показателях в центральной России – 35 мм, а сам Воронеж в несколько раз меньше Токио. В более близком по климату Торонто от воды на улицах избавляются с помощью большого количества ливнеприёмников. Причем располагают их не только на дорогах, но и на газонах, парковках и во дворах.
В европейских городах подход не такой, как в России – каждый ручеёк направить в нужное русло и увести с улицы, решётки приёмников делать чаще, водосточные трубы прятать под тротуары, а не позволять стекающей с крыш воде хлестать по ним с напором и стекать на проезжую часть, отмечает Аркадий Гершман.
– Получается сложнее, зато через пять минут после дождя можно ходить с сухими ногами. Вода точит камень, поэтому подобный водоотвод сохраняет благоустройство в целостности и снижает затраты на содержание города – получается экономия в долгосрочном плане, особенно в климате с частым переходом через 0 градусов, – говорит он.
В России, по его мнению, стоит ориентироваться на опыт Калининграда, где ливневку делают по образцу немецких соседей, и Санкт-Петербурга, где дренажные и ливневые системы парков проектируют с привлечением иностранных специалистов.
Можно ли исправить ситуацию
В мэрии Воронежа отмечают, что проложить новую ливнёвку, во-первых, дорого, во-вторых, не всегда возможно.
– Под землей уже просто нет места, особенно в центральной части города. Там не то что новую трубу проложить, там зачастую старую нельзя заменить новой большего диаметра. Добираясь до ливневого коллектора, нужно переложить массу коммуникаций и не все они муниципальные. Чтобы переложить ливнёвку на одном участке, который в целом город не спасёт, пришлось бы вложить слишком много средств, – отметили в мэрии.
Между тем, новые сети в городе все-таки прокладывают. Как правило, делают это при строительстве новых дорог или реконструкции старых. Например, в 2011 году при реконструкции дороги на улице Ростовской, проложили ливнёвку, раньше её там не было. После этого местные жители перестали жаловаться на то, что сильные дожди их затапливают. Проложили ливнёвку и на набережной Массалитинова во время строительства магистрали в 2010-2011 годах. В 2013 году ливневая канализация появилась как итог реконструкции дорог на Ломоносова и Тимирязева, в 2012 году – на Антонова-Овсеенко.
Тем не менее, расширение коммуникаций остаётся слишком затратным, чтобы город мог делать это более масштабно.
Впрочем, по словам Аркадия Гершмана, ситуация небезнадежная, есть и бюджетные способы отвести воду с улиц.
– Чиновникам удобно думать, что ливнёвка – это дорого и невозможно. Но нерешаемых проблем нет. Во-первых, нужно признать, что были допущены ошибки. Во-вторых, понять, что разговоры об изменении климата – уже не просто разговоры. Если Москву или Воронеж регулярно заливает, это говорит о том, что перемены касаются не только другой стороны земного шара, но и нас. И нужно пересматривать стратегии, – говорит Аркадий Гершман.
По его словам, чтобы вода уходила с улиц, нет необходимости вскрывать дороги и прокладывать новые трубы. Например, вместо того, чтобы асфальтировать дворы, можно класть там брусчатку. Это дороже, чем асфальт, но дешевле, чем новая ливнёвка, а вода будет уходить в стыки между элементами дорожного покрытия, а не течь по тротуарам и выплескиваться на дороги. Ещё один способ отвести воду – делать во дворах естественные дождеприёмники, углубления с укреплённым грунтом, куда вода будет просто стекать, а потом уходить естественным способом. Кроме того, нужно сажать больше деревьев с густыми кронами, которые по листве, ветвям и стволу будут уводить воду в землю.
– Коммунальщикам вообще очень удобно и привычно ссылаться на небывалые дожди или внезапные снегопады, но ливнёвка должна работать эффективно независимо от интенсивности осадков, а комфорт горожан не должен зависеть от прихотей погоды. Климат и обстоятельства меняются, и город должен подстраиваться, – уверен Аркадий Гершман.
Что уже делает мэрия?
Мэр Вадим Кстенин в прошлом году отмечал, что воронежская ливнёвка уже перешагнула рубеж, когда достаточно было только поддержания её работоспособности, она нуждается в серьезной модернизации сетей. Кроме того, городские власти столкнулись с непредвиденными трудностями – выяснилось, что чертежи и документы почти не сохранились.
В конце прошлого года мэр Воронежа создал новое муниципальное предприятие. Бюджетное учреждение «Городская дорожная служба» займётся не только аварийным ремонтом дорог, но и содержанием и ремонтом сетей ливневой канализации. К работе оно приступило уже весной. Специалисты промыли трубопроводы, начали ремонтировать и чистить колодцы.
Для развития ливнёвки планируют разработать пятилетнюю программу. Она включит в себя не только работы по реконструкции существующих сетей, но и планы по строительству новых.
Для реконструкции ливнёвки попробуют найти инвестора. Бюджетных денег для этого недостаточно, отмечал Вадим Кстенин. Возможно, систему передадут в концессию. Такой опыт у городских властей уже есть – концессионеры вкладывают деньги в реконструкцию водоканала и теплосетей.