< >

«Маму убили к моему дню рождения». Как разоблачения тренеров в Воронеже стоили женщине жизни

Дочь погибшей не сомневается в выводах следствия о причастности тренера к убийству.

Оксана Грибкова Вести Воронеж 27344
«Маму убили к моему дню рождения». Как разоблачения тренеров в Воронеже стоили женщине жизни

Фото: Вести Воронеж

Лену «до сих пор трясёт» при одном только взгляде на её бывшего тренера Сергея Голубцова. Женщина увидела его в клетке в зале суда во время ареста 5 октября. Мужчину обвинили в смерти её мамы. То, что 17 лет назад это был он, у Лены сомнений нет.

Галину Татаринцеву зарезали 20 мая 2002 года на улице Владимира Невского. Как считают следователи СКР, женщину убили в отместку за публичные разоблачения школы единоборств «Бутоко-рю».

– Смерть мамы была «подарком» на мой день рождения, мне тогда исполнилось 20 лет. Они в «Бутоко-рю» думали, что он не 22-го, а 20 мая. У них были традиции так мстить. Когда мы ушли оттуда, начался настоящий кошмар. Они говорили: «живыми от нас не уходят», – вспомнила Елена Шахова (Татаринцева). – Все знали, кто это сделал, но молчали, потому что боялись. Это человек, который творит страшные вещи. Мне и сейчас знакомые, узнав о его задержании, сказали: «Прячь ребёнка!»

Журналист «Вести Воронеж» выяснила, как в 2002 году разоблачили школу единоборств «Бутоко-рю», использовавшую методы секты. И почему случилось убийство Галины Татаринцевой, мамы взбунтовавшихся воспитанниц «Бутоко-рю».

Убийство после выступлений

Галину Татаринцеву зарезали 20 мая 2002 года в 7:30 утра в Северном микрорайоне Воронежа. Женщина трудилась дворником, и её убили во время работы у дома №7 по улице Владимира Невского. Ранения в грудь, которые получила Татаринцева, были смертельными.  На месте преступления было обнаружено лезвие ножа без ручки.

Убийство получило резонанс, так как сомнений в причине трагедии ни у кого не было. Дочери Галины Татаринцевой и она сама публично выступали против процветавшей тогда федерации восточных единоборств «Бутоко-рю» (в конце 90-х спортивный центр «Бусидо»).  

Фото орудия преступления и места убийства - предоставлено СУ СКР по Воронежской области 

Лена и Катя Татаринцевы, которые несколько лет занимались в популярной тогда школе каратэ, рассказали о принуждении к сексу со стороны «сэнсеев». Так «учителя» из «Бутоко-рю» предлагали «обмениваться энергией». Сёстры пожаловались на насилие и угрозы после ухода из школы каратэ. Они объяснили, что у лидеров и тренеров «Бутоко-рю» методы, похожие на те, что используют в секте. Сюжет с интервью девочек 18 мая 2002 года вышел в программе новостей «Вести Воронеж», 20 мая 2002 года был его повтор. К тому времени мама Лены и Кати была мертва.

Словно зомби

Сёстры Татаринцевы увидели объявления о наборе в спортивную секцию в школе в 1998 году. Им тогда было 15 и 16 лет. Занятия по каратэ проводили молодые тренеры в городских школах. «Бутоко-рю» устроили секции в 15 спортзалах в Воронеже и в одном зале в Семилуках. В основном рукопашному бою и каратэ учили после уроков в школах с разрешения управления образования Воронежа.

– Нам показалось, что мы нашли настоящих друзей. Они нас словно гипнотизировали. Мы им верили, но одновременно понимали, что живём в каком-то нереальном мире. Словно зомби. Презирали боль, поскольку так нас учили. Одна из нас ходила на тренировки с температурой под сорок, другая – со сломанной рукой. Нам внушали, что надо ложиться спать и просыпаться с мыслью о смерти. Самое обычное наше занятие – сидеть в позе полулотоса и распевать мантры. А основная забота – чтобы карма была как можно более чистой. – Это плохо? – Может, и нет. Но вот с мамой отношения начали портиться, мы от неё отдалялись. Нам сказали, что родители мешают духовному развитию человека, – говорила в интервью «Комсомольской правде» Лена Татаринцева.

Лена и Катя делали успехи в спорте. Но отношения с наставниками стали портиться после летнего лагеря, где глава федерации Сергей Голубцов по прозвищу Тор склонял девочек к сексуальным отношениям.

– Он повёрнут на этом деле, – объясняла Лена. – С другими у него проблем не было. У девчонок считалось за честь. Руководство говорило, что это «обмен энергией».  

Травля и угрозы

Зимой 2000 года Катя Татаринцева выиграла соревнования по рукопашному бою. Но вместо похвалы её наказали.

– Меня поставили перед строем из 50 человек и орали в полный голос, что мне надо было убивать соперника, а я миндальничала. Всего лишь разбила одной девчонке нос, а другой сломала ногу, – говорила Катя в интервью уже после смерти мамы. – Соревнования, конечно, не при чём, просто мы были уже на плохом счету. Я послала всех и перешла тренироваться в другую федерацию.

Вскоре «Бутоко-рю» покинула и Лена. С тех пор у Татаринцевых начались проблемы. По словам девочек, к Кате в новый зал приходил Сергей Голубцов и заставлял её вернуться, объясняя, что уйти можно только после смерти. Другие ребята из секции вывезли Лену за город, пытались раздеть и обещали медленно убить. В милиции тогда на жалобы девочек не отреагировали.

Ещё к Татаринцевым ломились в квартиру, а в декабре 2001 года Лену облили краской на улице и пообещали в следующий раз использовать кислоту. Чтобы защитить дочек, Галина Татаринцева написала заявления в полицию и прокуратуру. Вместе с дочками женщина пошла в СМИ, где семья разоблачала «Бутоко-рю», публично говоря о её опасности для детей. Татаринцевы описывали методы «тренеров» по зомбированию воспитанников и психического давление на них.  

Вместо спорта – издевательства и побои

Из-за разоблачений Татаринцевых над успешной до того федерацией восточных единоборств сгустились тучи. Так, в конце апреле 2002 года комиссия по боевым искусствам и городские спортивные федерации выступили против «Бутоко-рю». Их открытое письмо можно найти и сейчас в электронной версии газеты «Коммуна Спорт» под заголовком «Наших детей превращают в зомби». Его подписали руководители воронежских спортивных организаций, представлявшие 21 федерацию боевых искусств.

–  Да, в любой серьёзной спортивной организации существует строгая дисциплина. Но в своих федерациях и школах мы воспитываем детей на принципах уважения к старшему, к самому себе и своему противнику. В наших секциях и клубах культивируется дух здоровой конкуренции, а не смертельной вражды. Издевательства, побои и психологическое давление, ломающие душевное и физическое состояние неокрепшей личности ребёнка, не имеют ничего общего с физической культурой и спортом, – написали спортсмены.

Называя «Бутоко-рю» сектой, общественники выступили с обличительной речью против её организатора и идейного вдохновителя Сергей Голубцова и президента школы Виталия Горохова. Они узнали, что гуру Голубцов числился в военкомате как злостный уклонист от службы в армии и объявился там лишь после 27 лет. Виталий Горохов предоставил военным справку о невозможности проходить службы из-за заболевания сердца.

Отдельно спортсмены рассказали о страхе детей, которые «покинули секту» и «безумно боятся возмездия», не жалуясь на издевательства и психическое давление даже своим родным. В открытом письме они описали, что в 2001 году представители «Бутоко-рю» сделали больше тысячи значков для своих борцов. Федерация планировала открыть во всех районах города секции под разными названиям и через подставных лиц, выражали опасения руководители федераций в письме. 

– К сожалению, несмотря на многократные обращениями письменные заявления, органы правопорядка не принимают решительных мер против руководителей и «тренеров» «Бутоко-рю/Бусидо», ссылаясь на нехватку времени, информации и свидетелей. Тем временем, психологическое и физическое воздействие на юных спортсменов продолжается, – написали руководители федераций.

Открытое письмо было опубликовано 30 апреля 2002 года, за 20 дней до убийства Галины Татаринцевой.

Примерно в то же время заместитель председателя областной комиссии по боевым искусствам облспорткомитета Юрий Белов дал интервью газете «МОЁ», где объяснил, что инструкторы «Бутоко-рю» работают без необходимых документов. В середине мая загорелся тренировочный зал школы «Парящий орел», которой руководил Юрий Белов. Пожарные и милиционеры установили, что помещение подожгли.

Ликвидация «Бутоко-рю»

Галину Татаринцеву убили среди бела дня. Очевидцы описали внешность убегавшего с места преступления мужчины: на вид 30-40 лет, среднего роста, волосы тёмные, был одет в спортивный костюм. Но тогда силовикам так и не удалось вычислить и найти убийцу. К слову, Сергей Голубцов уехал тогда из Воронежа.

После кампании в СМИ и гибели Галины Татаринцевой начальник управления образования Воронежа Алексей Фактор распорядился запретить занятия «Бутоко-рю» в школах города. Что вызвало многочисленные протесты со стороны родителей, которые считали школу каратэ противовесом улицы, аналогом бесплатных советских секций. Ведь цена абонемента была всего 50 рублей, в чём и был секрет популярности школы каратэ.

По иску Воронежского регионального управления Минюста РФ суд ликвидировал организацию восточных единоборств «Бутоко-рю» как не выполнившую требование федерального законодательства о постановке юридических лиц на учет в налоговых органах до 1 января 2003 года, сообщал «Портала-Credo.Ru».

Прошло 17 лет

На заседании, где 5 октября решался вопрос об аресте Сергея Голубцова, следователи СКР представили суду доказательства его вины. В основном, речь идёт о показаниях свидетелей – людей из окружения тренера  в 2000-х годах.

Многочисленные свидетели, в том числе и потерпевшие, опасаются за свою жизнь и здоровье. Одному из ключевых свидетелей даже обеспечили государственную защиту, пояснили в суде следователи СКР.

Елена Шахова (Татаринцева) призналась, что жила в страхе все эти годы. Её сестра Катя тоже стала потерпевшей по делу об убийстве мамы. Она живёт и работает в другом городе. Во время заседания Лена настаивала, чтобы Голубцова арестовали.

Адвокат Олег Шубин просил для Сергея Голубцова домашнего ареста. Он отметил, что мужчина ни разу не был судим, никогда не скрывался от следствия, у него прекрасные характеристики. Олег Шубин пояснил, что вина Голубцова ещё не доказана. И к убийству Татаринцевой может быть причастен кто-то другой из руководства «Бутоко-рю» – к примеру, тот, кто сейчас даёт показания против Голубцова.

Защитник представил суду документы, которые положительно характеризуют Голубцова. Как следует из них, он работает в Воронеже тренером исторического фехтования и реконструкции.

– Пользуется симпатией и уважением своих учеников, доброжелателен и сдержан. Вредных привычек не имеет. Участвует в организации исторических фестивалей, добивается высоких результатов. Имеет благодарности за участие в открытых уроках физической культуры и пропаганды здорового образа жизни, – зачитал судья Денис Гриценко письма от двух организаций.

Получается, скандал вокруг «Бутоко-рю» и трагическая гибель Галины Татаринцевой никак тогда не навредили карьере Сергея Голубцова. Он продолжил тренировать детей.

Когда Галину Татаринцеву убили, ей было всего 46 лет. Лене и Кате пришлось рано повзрослеть. Их мама ценой своей жизни прекратила тот кошмар, чтобы девушки пережили новый – научились жить без неё.

Ещё по теме

Читайте также