< >

«Сидели за это в тюрьме». Как работали нелегальные видеосалоны в советском Воронеже

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Одному из старейших кинотеатров города, которые действуют до сих пор – «Спартаку» – на этой неделе исполнилось 106 лет. Мы, тем временем, решили вспомнить про другие, нелегальные видеосалоны. Если сейчас посмотреть зарубежное кино даже с долей откровенных кадров – обычное дело, тогда – уголовное. О суровости этих советских нравов расскажет корреспондент «Вести Воронеж» Регина Хартюнова. А мы напоминаем, если увидели себя на архивных кадрах – обращайтесь, предоставим их вам бесплатно.

20 век – время научно-технического прогресса. Именно тогда изобретения неузнаваемо изменили жизнь людей. И если одни из них считали действительно важными – электронные часы, компьютеры, дисплеи, микрокалькуляторы.

О других – бытовом видеомагнитофоне – говорили в менее восторженном тоне. В частности о его варианте использования, «который никак не назовёшь прогрессивным».

Непрогрессивный способ использования – покупка и просмотр кассет с западными фильмами неподобающего содержания. Так, показав друзьям ленты «Эммануэль» или «Греческая смоковница» можно было попасть под уголовную статью. На кадрах 1986 года, правда, только кассета с триллером «Психо-2» и один из организаторов такого домашнего видеосалона. Иван Иванов – из этических соображений мы скрыли его лицо и изменили имя – давать нам комментарии отказался. И это совсем не удивительно. 19-летнего парня диктор осуждает, как самого страшного преступника.

– Великовозрастный иждивенец, эгоист, захотел поразвлекаться наимоднейшей игрушкой. На лицо – эгоизм и узость мышления, беззаботность и безответственность, неумение анализировать свои поступки, нежелание  делать выводы. Вот он, современный молодой мещанин, – порицал тогда мужчину диктор нашей телекомпании.

Дорогой по тем меркам подарок – видеомагнитофон Panasonic – Иванову купила мама. Отдав тысячу двести советских рублей, ей пришлось «потолкаться» у московской комиссионки. Хочешь иметь, плати и бери – такую модель поведения в советское время считали аморальной. Молодого человека обвиняли во «вредном существовании».

Видеомагнитофон ВМ-12, который сейчас вот так спокойно стоит в фойе нашей телекомпании – заветная мечта любого советского человека. Его, кстати, производили и в Воронеже. Этот аппарат и телевизор японского производства, люди меняли на квартиру. А если была ещё и камера, и вовсе отдавали за комплект «трёшку». Кассеты тоже стоили сумасшедших денег – такую VHS можно было приобрести за две средние зарплаты – 200 рублей.

Позволить себе такую роскошь, конечно, могли не все. Оттого и росла популярность видеосалонов. Их устраивали и в воронежских кафе. В этом, под названием «Лада», например, зрители приходили ближе к ночи. Вход на коллективный показ контрабандных видеолент стоил пять рублей.

– Фильмы были, в основном, западного производства. Отражали сцены жестокости, насилия, элементы каратэ-борьбы. Художественной ценности не имели, – так советские журналисты описывали фильмы, что показывали в этих заведениях.

Запрещённые кассеты, покупали и в этом сосновом лесу. На окраине Воронежа была «толкучка» – чёрный рынок, где воронежцы втридорога приобретали их, а также пластинки и книги с зарубежными произведениями. Продавцов считали спекулянтами. Тех же, кто такой вид продажи поощрял или был просто к нему равнодушен, тоже осуждали. Последних стыдили за безразличие к серьёзной проблеме.

За показ эротических фильмов и боевиков в то время судили – могли отправить в тюрьму на срок до трёх лет. Ловили организаторов видеосалонов обычно, просто выключая в их помещениях свет. Так, кассеты из видеомагнитофонов вытащить уже  нельзя. И хотя интонации и тексты в архивном сюжете сейчас кажутся даже забавными, в то время его героям было не до шуток – все они были осуждены. 

– Люди реально сидели за это в тюрьме. По три года давали. Было обидно за людей, которые сидели ещё три года, а он реально шёл уже в «Пролетарии» в прокате. «Греческая смоковница» и «Рембо, первая кровь». А люди продолжали сидеть в тюрьме, – вспоминает экс-владелец проката видеокассет Сергей Шишлаков.

К закату советского союза в страну завезли больше 100 тыс. западных видеокассет. Впрочем, уже в начале 90-х век видеосалонов подошёл к концу. Аппаратура, которая в наше время почти ничего не стоит, стала гораздо доступнее. В 2016 году и вовсе работу прекратил последний завод, производивший кассеты формата VHS.

Негативное отношение советского строя к западным фильмам осталось в далёком прошлом.

Читайте также