< >

Итоги года. Мощнейший ураган, пугающие анонимки и танцы из архивных кадров Воронежа

Корреспондент «Вести Воронеж» Регина Хартюнова поделилась главным открытием 2019-го.

Новости с долей ностальгии. В прошлом году мы начали новый спецпроект. И зрители теперь еженедельно видят в эфире уникальные кадры, которые сохранились в нашем архиве. На них почти уже неузнаваемый советский Воронеж. Почему открытие Центрального рынка не обошлось без милиции, как переживали дефицит и боролись со спекулянтами, какими были дискотеки 70-х и как сегодня старые плёнки получают новые голоса, расскажет корреспондент «Вести Воронеж» Регина Хартюнова.

Первое знакомство с киноплёнкой Воронежского телевидения для меня произошло в подвальном помещении госархива. Её на полках оказалось несказанно много. Почти как от Воронежа до Тулы – 387 км. Именно столько нужно как можно быстрее оцифровать, чтобы сохранить кадры советского Воронежа. Время разрушает плёнку, а самой старой здесь уже больше полувека. 

К сожалению, оцифровать звук со всех плёнок невозможно. Поэтому архивные съёмки зачастую так и остаются немыми. 

Тем архивным кадрам, что не сохранили родной звук, мы решили дать новый голос. Звукорежиссёр Андрей Завалишин постепенно буквально оживляет каждый кадр. Так, к примеру, снова зазвучало строительство моста в Верхнем Мамоне. А после – школьные выпускные, рестораны, дорожные работы и даже взлёт самолёта.  

Много из того, что есть в архиве, кажется почти фантастическим. Наши коллеги зафиксировали, а плёнка чудом сохранила, например, разрушительный ураган в 1961 году. Тогда всего за 15 минут град выбил почти все окна зданий и поломал вековые деревья. Троллейбусы в городе встали, а люди переходили дорогу почти по колено в воде. 

– Один образец был, можно сказать, уникальный. Одна градина весила 420 гр! Вы можете представить, что это за кусок был? Да, тогда были выбиты стёкла, один лист шифера насчитывал до 10 сквозных пробоин, – вспоминает руководитель Воронежского гидрометцентра Александр Сушков.

Именно в 60-е в Воронеже открыли работающие до сих пор кинотеатры. Вот так, например, выглядела «Юность». Спустя три года возводить начали и «Пролетарий». Билеты на открытие давали по одному на всю семью. И это несмотря на то, что зал стал рекордным по количеству мест для города. А раньше на этом месте был ресторан. 

– На торцевой стене «Пролетария» долгое время висел плакат с изображением Ленина. А под ним размещена надпись: «Верной дорогой идёте, товарищи». Но потом стало понятно, что «товарищи» идут сюда в кафе, чтобы принять горячительные напитки. Плакат убрали, – ранее поделился краевед Олег Казаневский. 

Ажиотаж был и на открытии Центрального рынка. В 1972 году, несмотря на мороз, туда пришли тысячи горожан. Их еле сдерживала милиция. В советское время, кстати, как и сейчас на рынке предлагали товары местных производителей – колхозов, совхозов или владельцев подсобных хозяйств. Впрочем, найти можно было и незаконных торговцев. 

К концу 80-х продукты стали дефицитом. Поэтому «Ревизорро» советского времени – журналист Светлана Шедогубова – неоднократно наведывалась в торговые точки региона. «Спекуляция» и завышенные цены на дефицит были повсеместно. Вот, например, магазин в Семилуках. Ценники, которые подменили продавцы, вызывали общественное недовольство и даже скандалы. 

Но настоящая катастрофа случилась, когда в Воронеже закончилось весовое мороженое. Полакомиться им было почти невозможно всё лето 1990 года. Производители говорили, что кафе и рестораны его просто не закупают. 

Впрочем, несмотря на дефицит продуктов, советские граждане точно умели одно – веселиться. Даже без дискошара и светомузыки они отжигали на танцах в 70-е. И хотя старшее поколение, как и сейчас, осуждающе смотрело, молодёжь ничего не смущало. Им нравились быстрые танцы, поднимающие настроение.  

Правда, настоящая революция в мире развлечений произошла, когда в Воронеже появились видеомагнитофоны. Эту мечту любого советского человека тогда меняли даже на квартиры. Кассеты покупали на чёрном рынке. А некоторых организаторов видеосалонов и вовсе сажали в тюрьму – за трансляцию эротических фильмов и боевиков. Безжалостными считались Рембо и Рокки. Они, по мнению некоторых, преподносили американский образ жизни. 

Ещё одно явление совесткого времени – анонимки. Впрочем, сейчас текст некоторых таких писем нам может показаться довольно наивным. Вот одна из таких угроз: «Мы заставим тебя просить работу, а может быть и белый свет. Все богатства твои заберёт красный петух».   

Для меня 2019-й, по большей части, стал машиной времени. Истории из советского времени казались особенно удивительными, ведь родилась я уже в Российской Федерации. Однако, каждый раз смотря те сюжеты, понимаю лишь одно, – важно ценить каждый момент и не спешить давать оценки. Часто то, что кажется ужасным и плохим, спустя годы может оказаться вполне нормальным явлением. 
 

Ещё по теме

Читайте также