< >

Казус Качкина. Почему у замглавы воронежской ГИБДД могут отобрать имущество на 50 млн

История иска к полицейскому – в вопросах и ответах.

Оксана Грибкова Вести Воронеж 39220
Казус Качкина. Почему у замглавы воронежской ГИБДД могут отобрать имущество на 50 млн

Фото: Вести Воронеж

Прокурор Воронежской области Александр Гулягин собирается отобрать у замглавы воронежской ГИБДД Игоря Качкина и его родителей 22 объекта недвижимости. Беспрецедентный иск об обращении имущества в доход государства поступил в суд. Речь идёт о 15 квартирах, в также земельных участках и парковочных местах, которые Качкин, как предполагают прокуроры, купил на нетрудовые заработки.

История воронежского гаишника, которого хотят «раскулачить» даже без уголовного дела, сразу же прогремела на всю Россию. Почему прокуратура проявила интерес к имуществу Игоря Качкина и его родителей. Как в случае его проигрыша в суде собственность будут изымать в доход государства. Почему закон позволяет забирать у госслужащих и их семей купленную на неизвестные доходы недвижимость. У каких чиновников в России уже конфисковывали деньги и квартиры, покупку которых те не смогли подтвердить. Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Вести Воронеж». 

Что известно об иске к Игорю Качкину

Официальной информации об иске к замглавы воронежского ГИБДД немного. При контроле за расходами полицейского начальника у его родителей обнаружили 31 объект недвижимости общей стоимостью 63 млн рублей, сообщили 14 февраля в облпрокуратуре. Игорь Качкин участвовал в сделках купли-продажи на 23,3 млн рублей от имени матери. Доходы на покупку девяти объектов недвижимости семье Качкиных удалось подтвердить. Откуда появились 50 млн рублей ещё на 22 объекта, так и осталось неизвестным. Поэтому прокуроры решили изъять имущество в доход государства.

Через полтора месяца после работы в Воронежской области новый прокурор выступил с беспрецедентным иском

Историй подобных той, что случилась с Игорем Качкиным, в Воронежской области ещё не было. Обычно арестовывают недвижимость фигурантов уголовных дел – то, что добыто преступным путём, или же предполагается пустить на оплату миллионных штрафов. Такое наказание назначают при вынесении приговоров о коррупции. Яркий тому пример – найденные в тазиках и пакетах дома у главного дорожника области Александра Трубникова 130 млн рублей. Деньги арестовали и пустили на выплату 150-миллионного штрафа, назначенного судом за взятки. 

Как проверяют доходы и расходы чиновников 

Купленную на неизвестные доходы недвижимость у Качкиных прокуроры нашли, проводя рутинные проверки в рамках исполнения закона о противодействии коррупции. Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Алексей Кныш ссылается на закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который был принят в 2012 году.

– Новое законодательство – новые подходы. Действует презумпция виновности чиновника. Он обязан доказать, откуда доходы и имущество. Если не смог, имущество может быть изъято судом. Сейчас эта норма будет работать, – пояснил корреспонденту «Вести Воронеж» Алексей Кныш.

Расходы чиновников должны соответствовать доходам. Так это или нет, выясняют прокурорские работники при изучении годовых деклараций госслужащих.

Прокурорский надзор осуществляется гласно. То есть Игорь Качкин знал о проверке и имел возможность опровергнуть подозрения прокуроров о незаконных доходах.

– В прошлом году мы инициировали девять процедур контроля за расходами. В их рамках в восьми случаях подтвердилось, что чиновники купили имущество на законные доходы. К примеру, выяснилось, что госслужащий взял кредит на покупку квартиры, но в документах этого не указал. После запроса в банк вопросы к чиновнику были сняты. За «забывчивость» его наказали, – пояснил Алексей Кныш.

Нетрудно догадаться, что девятым госслужащим, который не прошёл процедуру контроля, оказался замглавы воронежской ГИБДД. 

Алексей Кныш подчёркивает, что прокуратура не занимается оперативно-розыскной деятельностью. Доподлинно неизвестно, ищут ли источники нетрудовых доходов Игоря Качкина силовики.

Нельзя не вспомнить уголовное дело другого высокопоставленного воронежского гаишника, экс-командира роты воронежской ГИБДД Александра Левыкина. Схему перемещения денег из карманов водителей к начальнику тогда наглядно показали следствие и суд. Как было установлено, Левыкин требовал у подчинённых ему инспекторов ДПС отдавать ему по тысяче рублей за каждый день дежурства. Удалось доказать, что Левыкин принял две взятки по 8 тыс. рублей с двух подчинённых ему инспекторов ДПС. Всего он получил 16 тыс. рублей из расчёта восьми дней дежурств каждого члена экипажа.

Почему на смену коррупционным делам приходят иски

Адвокат Николай Алимкин увидел в истории с иском к Игорю Качкину новый тренд противодействию коррупции. Такой способ делает необязательным тратить ресурсы и средства на расследование уголовного дела, разбирательства в суде и содержание провинившегося чиновника в колонии.

–  Получающие зарплаты и льготы чиновники должны прекратить нелегальные заработки на стороне в обмен на эти блага, престиж и статус. Хотите заработать больше? Оставьте бремя государственной или муниципальной службы. Все разговоры о том, что брать взятки нехорошо, и «как не стыдно», очевидно, заканчиваются. Обращение незаконных доходов и имущества в пользу государства – один из наиболее радикальных способов исправления госслужащих, – отметил Николай Алимкин.

Иск к Качкиным поступил в Советский районный суд 

Предварительное заседание по иску к Игорю Качкину и его родителям Николаю и Нине Качкиным назначено на 25 февраля. Те, кто хорошо знает гаишника, называют его «порядочным, честным человеком», а семью «хорошо обеспеченной».

В суде у Качкиных будет ещё одна возможность доказать, что они купили недвижимость на законные заработки. Если этого не произойдёт, суд вынесет решение в пользу прокуратуры, представляющей интересы государства. Процедура сама по себе несложная. Когда постановление об обращении имущества в доход государства вступает в законную силу, оно переходит в ведение приставов. Те при исполнении решения суда должны реализовать недвижимость и направить деньги в бюджет.

Между тем, в ГУ МВД по Воронежской области сообщили, что несоотвествие расходов доходам сотрудника обнаружили при внутренней проверке. Он был привлечён к строгой дисциплинарной ответственности. 

Кого и как прокуроры лишали имущества в России

Пока иски о «конфискации» недвижимости, денег и ценностей чиновников без уголовных дел – большая редкость в России. В подобную ситуацию попал начальник отдела правового обеспечения Росприроднадзора республики Татарстан Андрей Дрожжин. В 2016 году у чиновника изъяли в доход государства автомобиль Nissan Sentra стоимостью 797,9 тыс. рублей. Прокуроры просили суд обратить в доход государства все крупные покупки семьи Дрожжина за 2014 год: однокомнатную квартиру и две иномарки Nissan. Чиновник объяснял, что 2,5 млн рублей на квартиру подарила мама, 300 тыс. рублей на иномарку дала в долг тёща. Но судьи и прокуроры следов заработков таких сумм и сбережений на счетах семьи не обнаружили.

Рекорд по обращению имущества в доход государства прокуроры поставили в связи с делом полковника полиции Дмитрия Захарченко. У офицера и его родственников забрали денег и имущества на 9 млрд рублей. Большую часть этого – 8,5 млрд рублей нашли в разной валюте при обысках у Захарченко и его родных. Ни Захарченко, ни его родственники объяснить происхождение столь внушительных средств не смогли. Эти суммы также несопоставимы с теми, что были доказаны в суде как взятки. То есть миллиарды отдельно, взятки отдельно.

В Никулинский суд Москвы по поводу изъятия богатств полковника Захарченко обращались представители Генпрокуратуры РФ. Конфискованные деньги и средства от продажи недвижимости поступили на счёт Казначейства России. В феврале 2020 года стало известно, что Росимущество пытается выселить из единственного жилья 12-летнюю Ульяну Захарченко, дочь осуждённого полковника. Как сообщил «Коммерсантъ», жильё обыскали и опечатали. Квартиру на Якиманке обратил в доход государства Никулинский райсуд вместе с другим имуществом семьи офицера. Но права пользования квартирой девочку и её мать никто пока не лишал.

Ещё по теме

Читайте также