< >

Пушечные ядра и орудия каменного века. Как «чёрные копатели» охотятся за сокровищами в Воронежской области

Кто, как и за сколько продаёт находки с историей.

Фото: Вести Воронеж

Длинные выходные – самое время для уединённых хобби, например, рыбалки или собирания грибов. На свою охоту выходят и охотники за сокровищами. В леса потянулись археологи-любители, как они себя сами называют, и «чёрные копатели» – каковыми считают их археологи официальные.

Если бродить по заброшенным деревням и выбирать из промоин черепки по закону можно, то раскапывать предполагаемые археологические памятники – нет. А артефакты старше 100 лет и вовсе продавать нельзя – за это можно заплатить внушительный штраф. 

Однако даже после поверхностного просмотра сервиса бесплатных объявлений, корреспонденты «Вести Воронеж» поняли, что купить с рук в Воронеже можно и ядро из пушки с петровского корабля, и орудия каменного века, и много чего ещё.

Прикупить себе кусочек истории Воронежского края просто – достаточно открыть сайт объявлений. Найти можно, например, нательный крест, предположительно – раннего Средневековья, причём тысячи за полторы. И ещё множество занятных вещей. По самым любопытным объявлениям мы позвонили.

За наконечником стрелы, предположительно, скифской, мы отправились со специалистом-археологом. Продавец рассказывает, нашёл её, углубившись в землю на два штыка. То есть, на глубине примерно 50 см – значит, находка была точно не случайной.

– Я цену выставил по состоянию. Такие же предметы, грубо говоря, ржавые, гнилые, без «усика», в районе 500 рублей стоят. А этот экземпляр, можно сказать, в идеальном состоянии. Потому что барыги не купят это, – сказал продавец.

Мужчина рассказывает, копает из спортивного интереса, раньше ходил на дичь – теперь решил охотиться на старинные монеты. Денег, судя по объявлениям автора, он на этом зарабатывает минимум. О том, что за оборот археологических предметов можно получить штраф до пяти тысяч рублей – не знает. Как-то даже нашёл круглый нательный крестик домонгольских времён.

Учитывая место той находки, любитель металлопоиска мог вполне совершить научное открытие – о русском населении домонгольской эпохи в тех местах учёным было неизвестно. Но научная сенсация теперь состоится вряд ли – место, где была обнаружена вещь, уже, вероятно, разрыто – исследовать его теперь невозможно.

«Чёрные копатели», рассказывает кандидат исторических наук Михаил Цыбин, иногда даже преследуют археологов, например, после обнаружения погребения скифской женщины-воина с уникальными артефактами, в окрестности раскопа начали стекаться неизвестные, вооруженные металлоикателями и георадарами. Часто они идут за добычей туда, где точно есть археологические памятники.

– Очень часто на территории Нагорной дубравы мы сталкиваемся с разрытием славянских курганов 9 – 10 веков. Возникает вопрос – зачем? В них по определению нет вещей. Это остатки трупосожжения, в лучшем случае невзрачный горшочек. Есть люди, которые профессионально к этому готовятся, читают литературу, и они целенаправленно проводят археологический поиск конкретных вещей, конкретной эпохи. Это уже совершенно другой уровень, – рассказывает кандидат исторических наук Михаил Цыбин.

Другой уровень, рассказывают учёные, это целенаправленный поиск древностей под заказ, чаще всего, из-за рубежа. Некоторые даже составляют полевую документацию – без этого покупатели находки не примут.

Одна из самых известных криминальных историй – под Курском чёрные копатели нашли и пытались вывести за рубеж золото гуннов. Находки, стоимость которых оценивается в миллион долларов, продали за 50 тыс. рублей. Продавцов вовремя удалось задержать полиции.

Часто копатели прикрываются именем известных поисковых отрядов и ищут, например, оружие Второй мировой – тоже на продажу.

– Не останавливает ничего, даже особый статус объектов. Например, в Костёнках, в Дивногорье, природный Воронежский биосферный заповедник – это места, где сотрудники и очевидцы ловят черных копателей. Те люди, которые профессионально этим занимаются, в промышленных масштабах, можно сказать, у них есть буквально нормативы на каждого члена нелегальной экспедиции – на один металлоискатель приходится условно 100 монет. Даже если самые дешёвые, обычные, массовые  монеты, например, 19 века, и стоимость каждой условно 50 рублей, если умножить – получается уже неплохая сумма, – говорит руководитель отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Александр Никитин.

Сбор без специального разрешения археологических ценностей, а ими автоматически становятся вещи, пролежавшие в земле более 100 лет, и разрушение так называемого культурного слоя – уголовно наказуемы.  Пойманным на месте преступления – то есть, с лопатой и металлодетектором – копателям может грозить до двух лет тюрьмы, если в составе группы – до шести. Правда, правоохранительным органам в суде придётся доказать, что любители артефактов вели их поиск целенаправленно.

Ещё по теме

Читайте также