Как народные ополченцы боролись за Воронеж в Великую Отечественную войну
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Учитель, сапожник, заведующий парикмахерской – люди разных профессий и возрастов, не подлежащие призыву в армию, встали на защиту Воронежа в 1942 году. На этой неделе Воронеж отметил 78-ую годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. «Вести Воронеж» решили вспомнить тех, кто добровольно вступил в народное ополчение и боролся с врагом вместе с регулярными частями армии.
Славная историческая традиция нашей страны – на борьбу с иноземными захватчиками поднимать народное ополчение. С 1941 года в СССР начали формироваться добровольческие полки, в том числе и в Воронежской области. Только в июле в них вступили 25 тыс. человек, а в конце августа было уже 200 тысяч добровольцев. Это люди, которые не подлежали призыву в армию: студенты, пенсионеры, работники предприятий, имеющие отсрочку. Центральным местом сбора для них был парк «Динамо». В краеведческом музее сохранилась уникальная фотография тех событий.
– Добровольцев, записавшихся в данные отряды, как правило, обучали в течение двух-четырех недель основным навыкам ведения боевого боя и после этого отправляли сражаться на фронт, – рассказывает заведующий отделом воронежского краеведческого музея Алексей Деревянко.
Воронежские бойцы-добровольцы с боями прошли всю войну на разных фронтах. Между тем, летом 1942-го враг подошел к Воронежу. Местный комитет обороны выпускает приказ о создании батальона народного ополчения. Вместе с НКВД в спешной эвакуации удалось собрать примерно сотню человек, большинство из которых никогда не держали в руках оружие. Судя по документам, среди них были, например, слесарь, кочегар, токарь, заведующий парикмахерской, преподаватель, журналист, сапожник, заведующий складом. Они прошли экспресс-обучение и попали в сентябрьское наступление.
– Нависла угроза над захватом переправы. А переправа – это всё для Чижовского плацдарма, он же снабжался только ночью. Раненых вывозили только ночью, продовольствие, боеприпасы – только ночью. Немецкая авиация господствовала в воздухе целый день. Немцы впервые здесь применили штурмовую авиацию в истории своей авиации. Потом они ее использовали в Сталинграде. Представьте, над нами кружит 30 бомбардировщиков целый день. Пехота зарывается в землю. И они стояли в позиции, сначала отражали атаки, потом шли в контратаку, в том числе мой дед. Они освободили 800 метров нашей территории, закрепившись на ней, встретили контратаку немцев, – вспоминает историк, краевед Владимир Размустов.
Перед ополченцами стояла непростая задача: переправиться на правый берег, оккупированный немцами, организовать штаб, выводить из строя пулеметные и минометные расчеты неприятеля, нападать на немецких солдат и офицеров, нарушать связь, внести хаос в ряды противника.
На мемориальном комплексе на Чижовском плацдарме среди воинских соединений, воевавших за Воронеж, значится «батальон народного ополчения». Погибшие участники того отряда захоронены здесь, в братской могиле. Среди них те, чьими именами названы улицы города. Даниил Куцыгин, комиссар, погиб в первую секунду первого боя ополченцев на Чижовском плацдарме, воодушевив личный состав отряда и обеспечив наступательный порыв. 18-летний Валентин Куколкин также участвовал в боях за Чижовку. Его группа штурмом взяла четыре дома, в конце сражения его тяжело ранило. Погиб в сентябре 1942. Студентка Анна Скоробогатько добровольно пошла в истребительный батальон, была санитаркой. Убита в бою.
В честь народных ополченцев названа улица в Ленинском районе Воронежа. На доме номер 1 висят две плохо читаемые и едва различимые мемориальные таблички. Историки предлагают увековечить подвиг наших земляков-героев и создать в городе стену памяти, например, с QR-кодами, которые дадут возможность познакомиться с биографией каждого ополченца.