< >

«Луноход» и Ikarus. Какие автобусы есть на ретровыставке в Воронеже и когда её пополнит ПАЗ

Но пока в музей планируется отправить другой транспорт.

Фото: Вести Воронеж

Выставка старых автобусов на территории пассажирского автотранспортного предприятия №5 на улице Серафимовича скоро пополнится новым экспонатом – ЛиАЗ-5256. Такой автобус воронежцы хорошо помнят именно по «народному маршруту». Выставке более 10 лет, и за это время на ней появились четыре легенды российских дорог – «ПАЗик», «луноход», Ikarus и ЛАЗ 695. Историю ретроавтобусов узнавали журналисты «Вести Воронеж».

Будущий музейный экспонат, но пока ещё докатывает свои последние километры по маршруту №80. Таких в Воронеже остались единицы. А через год-два все такие ЛиАЗы уйдут на покой. Водитель расставанию не рад.

– Ездит без поломок и происшествий. А новые некачественные, они разваливаются все, – рассказывает водитель Олег Поликарпов.

Работать именно этому автобусу осталось недолго. А вот его коллега свое уже отъездил – его списали. Когда потеплеет, автобус покрасят, поменяют колеса и фары – отправят в музей.

ЛиАЗ-5256 курсирует по городу с конца 1980-х годов. Проезд тогда стоил 5 копеек. По Воронежу катались сотни таких автобусов, поставляли их из Подмосковья. А в 2003 году больше ста таких ЛиАЗов закупили по программе «Народный маршрут» – это была самая крупная единовременная поставка транспорта в области. А проезд в этих народных автобусах вообще был бесплатный.

ЛиАЗ-677 тоже можно назвать легендой. В простонародье известен как «луноход» – из-за обтекаемой формы и необычного звука. Его наверняка помнят все, кто хоть раз был его пассажиром.

– Там был подшипник, и вот этот подшипник, чем больше расшатывался, тем громче был этот звук на холостых оборотах, – рассказывал общественник Виталий Иванищев.

Ещё один экспонат – ЛАЗ-695 – неизменный аж с 1955 года. А по соседству – Ikarus-260. Это единственный импортный автобус в советское время, его поставляли из Венгрии.

Ikarus был двух видов: городской и междугородний. Последний – это премиум-класс для советского времени. На междугороднем маршруте были все удобства: система вентиляции освещение и даже отсек для отдыха.

На выставке – и родной для каждого воронежца ПАЗ-3205. Как только не критиковали чиновников и горожане, и приезжие урбанисты, но эти автобусы в музей пока не уезжают, а по-прежнему перевозят жителей города-миллионника. Только в последнее время от них начали избавляться, и, возможно через несколько лет, посмотреть на них можно будет разве что в музее.

– Я думаю, что весной автобусы будут переставлены более удобно, презентабельно, пополнятся еще одним. Периодически мы будем делать открытых дверей, чтобы все воронежцы могли побывать на предприятии. Посмотреть, поностальгировать, пофотографироваться с автобусами-памятниками, – говорит общественник Виталий Иванищев.

Сейчас мэрия и частные перевозчики активно обновляют подвижной состав. На улицах города пока поровну и старых, и новых автобусов. Но и эта статистика скоро изменится, говорят в мэрии. Через три-четыре года воронежцев будет перевозить только современный общественный транспорт.

Читайте также