< >

От крестьянских изб до огромных сцен. Воронежскому народному хору – 80 лет

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Вести Воронеж 4826

Фото: Вести Воронеж

В эти дни Воронежский государственный академический русский народный хор отмечает 80-летие. Его создали в тяжёлом 1943 году в прифронтовом селе Анна. Вскоре артисты стали давать концерты и спустя пару лет завоевали всесоюзную славу, а потом стали популярными и за рубежом. В чем секрет прославленного творческого коллектива и как он перебрался из крестьянских изб на огромные сцены, смотрите в рубрике «Архив».

Зима 1942-1943 годов. Освобождение Воронежа ещё впереди, идут кровопролитные бои. Несмотря на это, появляется приказ о создании хора русской песни. В прифронтовом селе Анна под руководством Константина Массалитинова и его жены Галины Рогинской собираются певцы из самодеятельных коллективов. Начинаются репетиции.

– Трудности были, безусловно. Потому что где заниматься? Где петь? Не было ничего. И только в хатах этих. Или на улице. А на улице звук – вот он какой! – говорит заслуженный работник культуры РФ Наталия Массалитинова.

Первые концерты хор дает в освобожденном Воронеже. Потом отправляется на фронт. Уже через год становится популярным в Москве. Константин Массалитинов оставался художественным руководителем коллектива больше двух десятилетий. Влюбленный в фольклор, он собрал и записал сотни народных песен.

– Поющие хаты, ансамбль односельчан, самодеятельные, профессиональные хоровые коллективы. Вот истинные хранители и пропагандисты русской песни, – говорил художественный руководитель Воронежского русского народного хора Константин Массалитинов.

Гримёрная воронежской телестудии, 1963 год. К выступлению готовятся молодые певицы хора и его заслуженные солистки Евдокия Осипова, Юлия Золотарёва, Мария Мордасова. Они занимают свои места в студии, той самой, откуда сейчас выходит программа «Вести Воронеж». Здесь часто встречали прославленный коллектив. В те годы он уже был известен не только во всём Союзе, но и за рубежом.

Попасть в хор было необыкновенно почётно и очень трудно. Молодые исполнители проходили жесточайший отбор конкурсной комиссии. Впрочем, стремились в коллектив не все. Будущую народную артистку Екатерину Молодцову уговаривали прийти на прослушивания. Та не соглашалась, пока не услышала пение Марии Мордасовой.

– «В голубом небе самолет летит, то Ивановна за рулем сидит. Играй гармонь говорливая, а я русская, счастливая!» И пошла такой проходкой, такой статью. Вы знаете, только так. Как аккомпанемент своему произведению. Думаю, боже мой, неужели настолько можно вынести на профессиональную сцену в таком классическом варианте частушку. Мне сразу захотелось заплакать, – рассказала народная артистка РФ Екатерина Молодцова.

Особенностью воронежского народного хора всегда было сценическое движение. Во время исполнения песен коллектив редко стоял на одном месте – водил хороводы.

– Вы знаете, прибегали за кулисы зрители, поднимали нам подолы платьев и говорили: «Мы думали у вас колёсики! Как вы можете двигаться? Нет колыханий. Костюм совершенно не двигался». Мы им показывали: надо присесть в коленях, на носочках и двигаться. Они говорят, это очень тяжело. Как вы можете? Это труд, – вспоминает певица Воронежского русского народного хора Татьяна Русакова.

Выдающиеся руководители, талантливые, трудолюбивые артисты – вот секреты успеха воронежского хора. И, конечно, уникальность репертуара и постановок. Вся программа насыщена воронежским колоритом.

– «Кадриль Чижовской слободы старого Воронежа» – это же на каких наблюдениях тонких, это характеры поданы старого Воронежа, – говорит главный балетмейстер Воронежского государственного академического русского народного хора Тамара Дробышева

В 1986 году хору присваивают высочайшее звание «академический». В те годы его художественным руководителем становится композитор, дирижёр и баянист Вячеслав Помельников. И остается им до сих пор.

– Современность влияет на народное творчество. И на гармонию, и на само построение программ. У меня была такая цель, чтобы это была как не опера в настоящем понимании этого слова. А всё же не объявлялись номера. Внедрил. Получилось. И концерт покатился, – рассказывает художественный руководитель Воронежского государственного академического русского народного хора Вячеслав Помельников.

Обновился репертуар, хореография стала в разы сложнее, но главное осталось в хоре неизменным: душевность в каждой песне, воронежский колорит и те самые искрометные частушки, которые когда-то прославили коллектив. До сих пор воронежский хор собирает полные залы во всех уголках страны.

Читайте также