Летний театр и бильярд. В каких садах и парках гуляли воронежцы в 19 веке
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
В Воронеже появятся более 150 га новых зелёных зон. Об этом сообщили в управлении экологии. Количество парков и скверов увеличивается с каждым годом. А когда-то горожанам негде было гулять: общественных зеленых пространств было так мало, что открытие каждого парка становилось настоящим событием. В рубрике «Архив» вместе с журналистом «Вести Воронеж» вспоминаем первые городские публичные сады.
В 19 веке воронежцы жили, как бы мы сейчас сказали, в пустом досуговом пространстве. Погулять негде – ни парков, ни скверов. Садов было много, но все частные, закрытые территории. Поэтому появление первого публичного Городского сада стало настоящим культурным событием для горожан. Его открыли в 1850 году – сейчас там Первомайский сквер. Тогда это была окраина города. Впрочем, это никого не смущало. Место быстро набирало популярность.
Как сейчас принято, тогда, в 18 веке, общественное пространство сдавали в аренду бизнесу. Предприниматели, надеясь извлечь прибыль, занимались благоустройством территории. Возвели первый городской фонтан, летний театр, бильярд, ротонду для духового оркестра.
Часть сада была платной – доступной только после покупки билета в театр. Ещё один публичный сад, открывшийся в то время – «Эрмитаж». Сейчас это территория рядом с ДК Железнодорожников. В «Эрмитаже» было театральное здание, павильон для бальной музыки, беседки, ротонда.
Тогда автор Владимир Гиляровский писал:
«Большую аллею и площадку с фонтаном перед театром, где была эстрада для музыкантов, заполняла щегольская публика лож и партера. Модные туалеты дам…да чесучовые широкие пиджаки и дорогие панамы богатых помещиков.. А там, в дальних аллеях – учащаяся молодежь, сельские учителя в широкополых шляпах…».
– Народ с упоением здесь гуляет. Какой? Конечно, благородный народ. Здесь появляются красивые лавочки, фонтаны, большой выбор древесных насаждений, кстати, сохранились столетние липы того далекого периода. Такие красивые уютные места, где звучит всегда музыка, где можно поиграть в кегельбан, бильярд , просто приятно пообщаться в красивом антураже. Всё это добавляет городу и культуры, и значимости, – рассказала сотрудник библиотеки №2 имени Кольцова Елена Устинова.
Ещё один старинный воронежский сад, открывшийся в 1853 году – Бринкманский – был частным, принадлежал командиру батальона военных кантонистов. Его визитной карточкой стали дубы, один из них жив до сих пор. Вот как это место описывала местная пресса:
«Мы не помним ни одного гулянья в Воронеже, отличавшегося таким многолюдством, какое мы здесь наблюдали. С наступлением сумерек сад осветился огнями, на террасе главного павильона зажжен щит с вензелевым изображением имени императрицы. Затем начались танцы под звуки духовой музыки».
В конце 18 века появились Кольцовский и Петровский скверы. Весьма странно выглядели памятники Алексею Кольцову и Петру I, обнесённые оградкой. От заборов позже отказались. Сама территория привлекала горожан цветниками и фонтанами. Впрочем, в то время они были очень примитивными: кирпичные круги и струя воды из трубы, торчащей вверх. Скверы были открыты для публики днём. Ночью, после сигнального звонка, публика удалялась.
Первые публичные городские сады не только стали досуговыми центрами для горожан, они заложили зелёную основу города. В 19 веке на озеленение не скупились и заказывали растения в лучших питомниках. Например, в садоводческом хозяйстве знаменитого Иоганна Карлсона. Именно благодаря этому человеку в то время впервые в городе появились редкие каштаны и пирамидальные тополя. А летом на центральные улицы выставляли даже пальмы.