< >

Вкусная рыба, лечебный мёд, семечки и минералка. Чем прославился Богучарский район

О популярных местных брендах – в специальном репортаже «Вести Воронеж».

Наталья Зубкова Вести Воронеж 9929

По прогнозу следующая неделя будет холодной и ветреной, поэтому предлагаем вспомнить о лете. Последний в этом году репортаж-путешествие будет из Богучарского района. Там лето было особенно ярким.

Если соседняя Кантемировка знаменита молочным скотоводством, то Богучарский район славится своими карпами и толстолобиками. Здесь находится одно из самых крупных в регионе рыбоводческих хозяйств. Правда, на столы воронежцев эта рыба не попадает – весь улов отправляют в Москву. Там торговать выгоднее.

В сутки рыбаки вылавливают до 10 тонн. В садок идёт только, так сказать, благородная рыба. Карасей попросту выбрасывают на радость местным цаплям.

– Тут какое-то прямо море богучарское – это природные пруды?

– Нет, это рукотворные пруды, они были сделаны около 40 лет назад, тогда было направление рыбоводческих хозяйств. И оно было одно из самых крупных. Было 400 гектаров, но на сегодня, в связи с тем, что некоторое подмеление произошло, мы считаем 370 га.

– Как же это всё выкопать-то можно было?

– Вот эти низинные места, тут ничего не сеялось, была немножко заболочена местность. И было принято решение посадить здесь рыбоводческие хозяйства. Здесь мы находимся на двух нагульных прудах, 109 и 106 га, это главные наши пруды, где мы производим товарную рыбу.

– А кто же здесь живёт?

– Мы в этом году посадили: карп зеркальный венгерский, карп чешуйчатый, немного судака, немного щуки, сюда зарыбили белый амур и толстолобик, – рассказал руководитель рыбхоза Анатолий Гузев.

6 лет назад хозяйство выкупил инвестор, раздал долги по зарплате, рассчитался с поставщиками, выкупил паи. Комбикорм теперь тоже делают свой – построили завод. Рассказывают, после того, как начали кормить рыбу дробленым зерном, она начала быстрее набирать вес.

Ещё один местный бренд – мёд. В Богучарском районе, в силу его географического положения, весна наступает раньше, чем в других районах Воронежской области. Цветущих растений здесь много, этим пользуются местные пчеловоды. Впрочем, не весь мёд, который на рынке позиционируют как богучарский, настоящий.

– Богучарский мёд – это уже бренд. Считается, что он самый вкусный, самый сладкий, а с чего пчёлы мёд здесь собирают, такого особенного?

– Ну, хотелось бы сказать, что земля богучарская хоть и не очень сильно плодородная, по сравнению с севером Воронежской области. Но здесь произрастает очень много дикорастущих медоносов. Земля изрезанная, много очень балок, оврагов всяких, и по этим оврагам растёт очень много всевозможных растений: осот, чистец, синяк, очень сильный медонос, у нас его очень много, донник. Дикий, есть посевной, а у нас очень много дикого. И всевозможное разнотравье цветочное. Вот это разнообразие цветущих растений даёт своеобразный аромат мёду, вкус ему.

– А пчёлы собирают мёд со всего подряд или избирательно. Считается, что где-то не в том месте пчёлы мёд собирают, он может быть ядовитый, галюценогенный и так далее?

– Бывает такое. Есть растения, которые выделяют. Но у нас в местности таких растений очень мало. Их количество никакого значения не имеет. А собирают пчёлы тот мёд, где растения больше выделяют нектара. Растения цветут же не одновременно, существует цветочный конвейер. И пчёлы переключаются на сбор нектара на те растения, у которых пик цветения. И даже если у какого-то растения в одной местности очень много можно собрать монофлерный мёд, с одного растения какого-то определённого.

– Какой самый богучарский мёд?

– Наверное, цветочное разнотравье. Самый богучарский мёд, – отметил фермер-пчеловод Игорь Сущенко.

Лечебной силой обладает не только местный мёд, но и вода из минерального источника. Его открыли в 30 годах, когда в окрестностях Богучара геологи искали нефть. Не нашли, зато обнаружили соленые воды, богатые минералами. Сюда каждое лето приезжают десятки любителей палаточного отдыха, чтобы принимать ванны в местном роднике. Эти ямы выстилают полиэтиленом, набирают в них воду из источника и таким образом лечатся. Есть цивилизованная альтернатива – местный санаторий. Здесь принимают людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, нервной системы и кровообращения.

– В связи с тем, что вода очень радиоактивная, здесь содержится стронций, в незначительном количестве радий содержится, поэтому вода пьётся в разведённом виде. И пьётся только под наблюдением врача. Она без запаха, – пояснила руководитель санатория Наталья Резникова.

В санатории круглый год лечатся, в основном, пожилые отдыхающие. Большую часть путёвок распределяет соцзащита. Молодёжь чаще всего приезжает сюда с палатками и наслаждается пейзажами. Природа здесь очень красивая.

Главное предприятие района производит продукт, который ещё 20 лет назад продавали исключительно на улице по бросовым ценам.

– Что может быть проще, чем жареные семечки. Вроде бы такой примитивный продукт, стал в итоге фактически основой экономики района. Как вы это сделали?

– Всё, что просто – это гениально на самом деле, мы сами не ожидали, когда 15 лет назад об этом думали. Просто мы исконно русский продукт представили в новой         форме для наших потребителей.

– Вы сидели, грызли семейки и подумали, а почему бы их не продавать?

– Нет, мы сначала занимались сырьевой базой для других производителей. А потом поняли, что производить нужно в том месте, где она растёт.

– Это просто очищенные семечки, которые положили в баночку?

– Это только с первого взгляда. Мы наполняем этот стакан специальным составом, который позволяет сохранить эту семечку на более длительный       срок, чтобы было с пылу с жару.

– А не вредно?

– Нет, это экологически чистый продукт, – отметил руководитель предприятия Александр Пешиков.

Идея производить копеечный продукт в новой форме родилась у двоих братьев-спортсменов. Когда подошёл возраст расставаться со спортом, занялись торговлей зерном, в том числе, подсолнечником. И однажды узнали, что продавать их в жареном и расфасованном виде гораздо выгоднее. Сейчас на предприятии работает около 500 человек. Они жарят, нагревают, охлаждают семечки, расфасовывают их в упаковку. Предприятие работает круглосуточно. Товар поставляют в 5 федеральных округов и за границу. Семечки из Богучара грызут на Дальнем Востоке, в Таджикистане и даже в Японии.

– Вы чувствуете свою ответственность за район?

– Да, чувствую.

– Вы относитесь к тому типу руководителей, к которому местные чиновники приходят за помощью, просят что-то сделать, чем-то помочь?

– Да, причём это не ярко выраженная сезонность, а последовательность каждого дня, плодотворная работа, результаты, которых мы вместе достигаем. Мы вовлекли весь коллектив в участие в глобальной реконструкции дестко-юношеской спортивной школы под дворец борьбы. Это исторически сложился вид спорта, который у нас прижился, у которого есть очень хорошая тренерская школа и мы этим гордимся в Богучаре, – рассказал руководитель предприятия Александр Пешиков.

А ещё в Богучарском районе есть место, в которое переезжают на ПМЖ из разных регионов страны люди, скучающие по открыточной жизни из советских фильмов. Основа экономики легендарной Данцевки – процветающий колхоз. Например, вот эта семья перебралась сюда из Ростовской области. Местные жители выращивают зерновые и занимаются животноводством, в колхозе есть свой цех по изготовлению макарон и крупы. Рядом – пекут хлеб. Цены почти советские – батон 15 рублей, килограмм гречки – тоже 15. И да, сокращение издержек за счёт уменьшения веса продуктов этих товаропроизводителей не коснулась.

– Сколько?  790, ну, 800 грамм весит буханка хлеба. Такую буханку хлеба вы не найдёте в Богучарском районе, потому что у нас мельница своя, пекарня своя, и форма у нас больше, чем в государственном магазине, там, по-моему, 500 грамм или 550. Рабочие берут, а потом с соседних сёл берут у нас продукцию, муку, гречку, перловку, пшено, – рассказал директор колхоза Василий Резников.

Средняя зарплата у работников колхоза, как уверяет его руководитель, 29 тыс. рублей. На доходы от продажи зерна ферма закупает новые комбайны, в селе собственный парк, дом культуры, церковь, спортивная площадка, обеспечивают школу, есть даже своя радиостанция.

– Это экономическое чудо, да?

– Да.

– А как вы его совершили?

– Кредитов я вообще не беру, обхожусь своими средствами.

– А где вы их берёте?

– В поле, в животноводстве, вот, магазин, аптека, тоже же они приносят.

– У вас просто не воруют, что ли?

– Не воруют. Если будут воровать, работать не будут, – пояснил директор колхоза Василий Резников.

Данцевка два года назад стала самым красивым селом. За чистотой и эстетикой глава колхоза следит, рассказывают, местные жители, строго. На социалку и общественные пространства средства на предприятии обычно всегда находят.

– Как-то всё у вас выглядит утопично. До сих пор живой колхоз, процветает. Хватает на то, чтобы строить социальные объекты, церковь и всё остальное. Как?

– Вот это поле – наша самая кормилица матушка земля, она на всё даёт. И деньги даёт, и даёт всем здоровье. Выгоднее перерабатывать, конечно, если у меня есть пекарня, а мельницы не было, надо было бы везти в Бутурлиновку или в Россошь на мелькомбинат. Оттуда везти муку. Но это же переработка, вы сами понимаете, переработчики они не то, что я в колхозе цены наоборот занижаю, а не завышаю. И хлеб уже не будет у нас по 15 рублей.

Хочется, чтобы переработка была своя, чтобы не доллары, а какую-то копейку заработать, чтобы были деньги свои в хозяйстве. Чтобы дальше нам развиваться, что-то строить, делать, оборудование новое. Просто надо работать честно, добросовестно и думать о людях, с кем ты работаешь, – отметил директор колхоза Василий Резников.

Читайте также