ГТРК Воронеж

Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество

Публичное акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») создано в соответствии с указом президента РФ от 20 февраля 2006 года. Основными целями создания ОАК являются: сохранение и развитие научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечение безопасности и обороноспособности государства, концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.

С вхождением в состав ОАК в 2006 году перед ВАСО встал целый ряд новых задач, решение которых потребовало реструктуризации производства, модернизации оборудования, реформирования системы управления предприятием. ВАСО ведет свою деятельность в русле инновационной и кадровой политики Объединенной авиастроительной корпорации.

В рамках ОАК за Воронежским акционерным самолетостроительным обществом закреплено:

  • производство дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов Ил-96, в том числе опытных машин модернизированного пассажирского Ил-94-400М на 400 мест;
  • производство региональных самолетов Ан-148;
  • производство агрегатов для региональных самолетов SSJ-100 и военно-транспортных самолетов Ил-76МД90А;
  • производство агрегатов для перспективного самолета МС-21;
  • производство опытных экземпляров легкого военно-транспортного самолета Ил-112.

Дайджест

Второй ИЛ-112 поступил на окончательную сборку

В цехе окончательной сборки ВАСО приступили к работе над второй опытной машиной Ил-112В, предназначенной для прочностных и ресурсных испытаний.

– Первая машина давалась сложно, главным образом, из-за незнания объемов, – рассказывает начальник агрегатно-сборочного производства завода Ю.Н. Шестаков. – Сборка второй пошла побыстрее. Многие остававшиеся вопросы по конструкторской документации решались с учетом опыта сборки первой машины. По большому счету, конструкторы, технологи, коллективы цехов сделали все возможное, чтобы компенсировать отставание, связанное с задержками и многочисленными изменениями в документации. Благодарю всех, кто участвовал в производстве и сборке агрегатов первых наших Ил-112 за ответственное отношение к делу и качественную работу.

Сервис ВАСО и рекорд АН-148

По результатам анализа эксплуатации парка «Саратовских авиалиний» за три летних месяца наибольший налет продемонстрировали самолеты Ан-148 производства Воронежского авиазавода.

На линиях компании Ан-148-100В трудились первый летний сезон. В этом году «Саратовские авиалинии» открыли линейные станции технического обслуживания воздушных судов этого типа в Красноярске и Пензе, что позволило более эффективно использовать парк при сохранении высокой регулярности полетов. В результате в августе на двух наиболее интенсивно эксплуатирующихся самолетах Ан-148-100В налет (351 и 324 летных часов) превзошел аналогичные показатели двух самолетов Embraer-190 (329 и 313 часов). В авиакомпании считают, что объем выполненной транспортной работы свидетельствует о возможностях современных воздушных судов отечественного производства.

В основе же успешной работы Ан-148 – изначальная поддержка со стороны воронежских самолетостроителей, которые по контракту с «Саратовскими авиалиниями» провели все необходимые мероприятия уже на этапе приемки воздушных судов у авиакомпании «Россия».

– Думаю, стоит, прежде всего, поздравить саратовских авиаторов с таким серьезным достижением, – отметил директор по обеспечению эксплуатации ВАСО Александр Ярчевский. – Но и наш вклад в их успех немалый. На нашем заводе самолеты были приведены в состояние, которое и помогло саратовцам получить такой налет. Плюс ко всему на базе нашего авиационного учебного центра мы подготовили авиатехников компании, а в первые два месяца наши специалисты помогали им обеспечивать вылеты. И сейчас мы находимся на связи с авиакомпанией, если необходимо – помогаем во всех вопросах. То есть можно сказать, что комплексное решение всех задач обеспечения эксплуатации наших самолетов дает такие впечатляющие результаты.

Праздник спорта на берегах Волги

Легкоатлеты ВАСО приняли участие в соревнованиях IV Всероссийской спартакиады среди трудящихся, которая проходила в Чувашии на спортивных объектах, расположенных в городах Чебоксары и Новочебоксарск.

Участники спартакиады в течение трех дней определяли сильнейших в армспорте, уличном баскетболе, волейболе, гиревом спорте, легкой атлетике, настольном теннисе, перетягивании каната, плавании, шахматах, а также в состязаниях спортивных семей.

В столицу Чувашской республики съехались спортсмены сорока регионов страны: от Якутии до Санкт-Петербурга, от Архангельска до Махачкалы. 1036 человек, в том числе 920 спортсменов (586 мужчин, 307 женщин и 27 детей), 80 тренеров и 36 членов команд. Воронеж представляли спортивные команды ВАСО, «Минудобрения», «Воронежэнерго», «Воронежсинтезкаучук».

– Массовому спорту, охватывающему самые широкие слои россиян разных возрастов в последнее время вновь уделяется повышенное внимание, – говорит тренер команды ВАСО Александр Некрылов. – Вовлечению мужчин и женщин в спортивное движение способствует комплекс ГТО, этой же цели служит и Всероссийская спартакиада трудящихся. По условиям, к ней допускаются работники предприятий и организаций, в которых созданы физкультурные коллективы. Ограничение одно – участники должны быть в возрасте от 25 лет и выше. По договоренности с областным спортивным клубом профсоюзов ВАСО выставило команду легкоатлетов. Состязаться должны были на разных дистанциях, поэтому при отборе претендентов я ориентировался на заводчан, которые показывают хорошие результаты на ставших уже традиционными забегах «Миля ВАСО», с учетом их желаний, да и возможностей оторваться от дома и работы на несколько дней. Таким образом, в нашу команду вошли Валерия Ковлях, Юлия Куракина, Андрей Тонин, Роман Чижов.

– Мы приехали 21 сентября во второй половине дня, – рассказывает Ю. Куракина. – На вокзале нас встретили волонтеры, проводили в Ледовый дворец, где прошло оформление, и каждый зарегистрировался в той или иной дистанции. Потом переехали в гостиницу «Спорт». На следующий день начались соревнования. Легкоатлеты состязались в манеже школы спортивного резерва №3 города Новочебоксарска. Спорткомплекс современный, отлично оборудован. Самых добрых слов заслуживает организация соревнований, проходивших строго по графику, четко работала судейская коллегия. В зале царил дух азарта, который, вероятно, сопровождает мероприятия большого спорта. Все, конечно, хотели выиграть. Соперники оказались сильнее нас, но мы собой остались довольны. Есть куда расти, и мне очень хочется улучшить свои результаты и еще раз стать участником спартакиады, которая проводится раз в два года.

Итоги таковы. В. Ковлях остановилась в шаге от забега финальной шестерки, у нее седьмое место. Ю. Куракина показала двенадцатый результат, двенадцатое место у А. Тонина, шестнадцатое – у Р. Чижова. В заключительный день соревнований спортсмены ВАСО в эстафете 4х60 метров стали одиннадцатыми. Воронежской команде самолетостроители принесли 352 балла.

– Организаторы спартакиады сделали все от них зависящее, чтобы участникам было комфортно и они могли сосредоточиться на соревнованиях, – добавляет А. Тонин. – Трехразовое калорийное питание, отличные условия проживания. В шаговой доступности от гостиницы «Спорт» расположен стадион, куда мы ходили на тренировки. Чувствовалось, что спорт в Чувашии любят, и, главное, здесь созданы для этого прекрасные условия. Слова главы республики о том, что развитие массового спорта является одним из приоритетов государственной политики, отражают истинное положение дел. Нам, воронежцам, остается лишь позавидовать жителям республики. Ведь первое, с чем мы знакомимся в воронежских спорткомплексах, это расценки их услуг. В Чебоксарах спорткомплексы, стадионы бесплатны и доступны для граждан.

Специальный приз, кубок лучшей сборной, достался представителям Пензенской области – они стали лидерами в командном зачете. На втором месте трудовые коллективы Ростовской области. Замкнула тройку лидеров команда из Санкт-Петербурга. Воронежская область на шестнадцатом месте.

Государство ждет воронежские самолеты

Второго октября в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе, входящем в дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации, прошло совещание под руководством вице-президента ОАК, генерального директора ПАО «Ил» Алексея Рогозина. Темой его встречи с руководителями и специалистами «Ильюшина» и ВАСО стало выполнение производственных программ транспортного дивизиона на Воронежском авиационном заводе.

Непосредственно в цехах агрегатно-сборочного и заготовительно-штамповочного производств, окончательной сборки проходило обсуждение текущего статуса программ завода – строительства Ил-96, Ан-148 и Ил-96-400М, послепродажного и сервисного облуживания Ил-96 Специального летного отряда «Россия» и Минобороны России, изготовления опытных образцов легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

В рамках совещания состоялся специальный доклад «Особенности и перспективны производственной системы ПАО «ВАСО», с которым выступил советник исполнительного директора предприятия, кандидат технических наук Олег Клёнов.

– На нашем заводе будет запущена полномасштабная программа развития и модернизации производственной системы, в том числе в области бережливого производства, – так прокомментировал выступление специалиста исполнительный директор ВАСО Сергей Исаенко. – Государство ждет наши самолеты, и мы должны начать их выпускать с новым качеством и новой производительностью.

«Ил» дает слово мастерам и конструкторам

В рамках встречи рабочей группы содействия реализации политики качества, принятой головным предприятием транспортного дивизиона Объединенной авиастроительной корпорации – ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», на Воронежском авиационном заводе состоялось первое заседание совета мастеров предприятия.

В заседании принял участие исполнительный директор ПАО «ВАСО», советник генерального директора ПАО «Ил» Сергей Исаенко, вместе с которым мастера обсудили ряд стоящих перед предприятием задач.

– Это все правильные вопросы, – сказал Сергей Исаенко, комментируя итоги обсуждения. – Но главный путь к повышению зарплаты, решению множества других задач – ускорение выпуска нашей продукции, самолетов. У завода есть заказы, поэтому сегодня мы должны думать не о том, где их взять, а о том, как их удовлетворить.

– Современное технологичное производство требует влияния людей на управленческие решения, на контроль их выполнения, – так прокомментировал необходимость создания совета мастеров руководитель проекта от ПАО «Ил» Евгений Мирошниченко. – Мастера в этом смысле должны быть лидерами, и работе с ними надо уделять больше внимания.

В цехе окончательной сборки авиазавода также состоялась встреча молодых специалистов ОКБ «Ил» и отдела главного конструктора ВАСО. Инженерам предложили обозначить наиболее сложные вопросы, с которыми сталкивались инженеры КБ и завода при реализации проекта Ил-112В. Это делалось с тем, чтобы попробовать найти более оптимальные решения с помощью создаваемого в «Ильюшине» центра компьютерного инжиниринга.

Условия труда под контролем профсоюзов

Под председательством лидера Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности А.В. Тихомирова в Москве на базе АО «РСК «МиГ» состоялось заседание координационного совета Профавиа по взаимодействию с ПАО «ОАК».

Как рассказал» принявший участие в заседании председатель профсоюзной организации ВАСО Виктор Богданов, рассматривались итоги мониторинга порядка предоставления гарантий и компенсаций за условия труда в организациях. Также речь шла об установлении единого корпоративного подхода и условиях труда работников.

Подводя итоги, А.В. Тихомиров и врио директора департамента управления персоналом ОАК В.В. Туляков заострили внимание на необходимости распространить положительный опыт работы по охране труда филиала ПК-1 АО «РСК «МиГ» на других предприятиях корпорации, рекомендовали провести работу по доукомплектованию служб охраны труда предприятий в соответствии с действующими нормами.

В ВАСО названы инженеры года

В ПАО «ВАСО» подвели итоги заводского этапа ежегодного конкурса «Инженер года».

Решением конкурсной комиссии победителем в номинации «Профессиональные инженеры» признан ведущий инженер-технолог отдела главного технолога (ОГТ) К.В. Паничев, второе место заняла инженер центральной заводской лаборатории О.В. Шкатова, третье – инженер-технолог первой категории ОГТ Е.А. Дронова. В тройку лучших в номинации «Инженерное искусство молодых» вошли только представители ОГТ – ведущий инженер-технолог А.Е. Самсонов, инженер-конструктор первой категории И.А. Бутырин и руководитель группы Ю.А. Щепкин.

Лучшие работы воронежских авиастроителей выдвинуты для участия на следующем, областном этапе конкурса «Инженер года».

Студентам – об авиастроении

В Воронежском областном краеведческом музее, где до декабря продолжается выставка «Самолет идет на взлет», побывали студенты Воронежского государственного института физической культуры.

Молодежь познакомилась с экспозицией, посвященной 85-летию ВАСО и рассказывающей о том, как зарождалось воронежское самолетостроение, о строившихся в прежние десятилетия и ныне воздушных машинах. Особую значимость экскурсии придало участие в ней заместителя директора по производству, начальника сборочного цеха, почетного гражданина Левобережного района А.И. Супонецкого. Вся его жизнь связана с ВАСО, а потому свидетельство непосредственного участника многих эпохальных событий, таких, как подъем на крыло сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 или сборка первых отечественных широкофюзеляжных самолетов Ил-86, было особенно интересно выслушать студентам. А.И. Супонецкий с удовольствием отвечал на их вопросы.

Золото, серебро и бронза авиастроителей

Подведены итоги спортивных состязаний в честь тридцатилетия облспортклуба профсоюзов, в которых активное участие приняли спортсмены ВАСО.

Соревнования по восьми видам спорта проходили с 12 по 16 сентября на Центральном стадионе профсоюзов и в плавательном бассейне «Спартак». В групповых видах спорта самолетостроители стали победителями в матчах по мини-футболу (капитан А. Смольянов) и в перетягивании каната (капитан В. Манаев). В личных соревнованиях у самолетостроителей также впечатляющие успехи. Настольный теннис: золото (В. Балабанов) и серебро (Е. Губин); прыжки в длину с места: золото (А. Кузин) и бронза (у женщин – В. Ковлях); плавание: серебро (Д. Митин) и бронза (Е. Тебекина); бег на 500 метров: серебро (Ю. Куракина).

В День знаний воронежские авиастроители показали первокурсникам будущее

День знаний в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» отметили посвящением в авиастроители сотен первокурсников Воронежского государственного технического университета и Воронежского авиационного техникума им. Валерия Чкалова.

Церемония традиционно проходила в цехе окончательной сборки, где молодые люди увидели всю линейку выпускаемых воронежскими авиастроителями самолетов – лайнеры Ил-96, среднемагистральные Ан-148 и первый военно-транспортный Ил-112В, который сейчас ставят на крыло.

– В этот первый сентябрьский день мы хотим показать вам, чем живет наш завод, – сказал в своем выступлении директор по персоналу ВАСО Александр Неведров. – Вся эта красота и мощь – то, чем мы гордимся. Вы выбрали очень хорошую профессию самолетостроителей, и сегодня мы рады принять вас в нашу дружную семью. Вдумайтесь, всего в трех городах мира выпускают широкофюзеляжные пассажирские самолеты – в американском Сиэтле, французской Тулузе и у нас – в Воронеже. Наш завод – это не только и не столько цеха и оборудование, это, прежде всего, люди, и персонал – наш золотой фонд, частью которого, надеемся, со временем станете и вы. И вас здесь ждет не только интересная работа, но и множество мероприятий, которые проводят наш мощный профсоюз и лучший в Воронеже молодежный комитет. У нас много социальных программ, и с прошлого года действует жилищная программа поддержки молодых сотрудников.

– Посвящение в авиастроители первокурсников стало доброй традицией, – сказал в своем приветствии председатель профсоюзного комитета ВАСО Виктор Богданов. – Нынешний год – 85-й в истории Воронежского авиазавода. За эти десятилетия он выпустил свыше 37 тысяч самолетов более двадцати типов. За свои достижения коллектив завода неоднократно отмечался правительственными наградами. Мы продолжаем эти традиции, и вам тоже предстоит продолжать их. Поэтому учитесь отлично, набирайтесь знаний и приходите на наш завод.

По словам директора Воронежского авиационного техникума Александра Нормана, в этом году на первый курс ВАТ поступило 125 человек, которые будут обучаться по специальностям «технология машиностроения» и «производство летательных аппаратов».

– Уровень знаний абитуриентов такой же высокий, как и в прошлом году, а конкурс у нас был два человека на место, – отметил Александр Норман. – По опыту могу сказать, что у нас всегда самые лучшие ребята. Судить об этом можно и по качеству работы завода, и по постоянным победам наших выпускников-авиастроителей ВАСО в конкурсах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. И с новым набором, безусловно, мы будем следовать этой традиции – учить лучших.

Свое первое достижение в этот день продемонстрировал первокурсник ВАТ Захар Татмянин, победивший в викторине на авиационную тематику. В качестве приза ему от завода презентовали смартфон. А все новоиспеченные студенты вместе со студенческими билетами и зачетными книжками получили от ВАСО сувениры.

Юбилей воронежского авиастроения

18-19 августа в Воронеже прошли торжества, посвященные 85-летию Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО «ВАСО»), входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации и Дню Воздушного флота России.

Работников предприятия поздравили с юбилеем и профессиональным праздником заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров, депутат Государственной Думы РФ Сергей Гаврилов, заместитель председателя правительства Воронежской области Артем Верховцев, представители органов исполнительной и законодательной власти, общественных организаций города и региона.

- В этот день юбилея мы должны поклониться, прежде всего, тем, кто отстоял завод, – отметил в своем выступлении вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, – ветеранам, инженерам, конструкторам, рабочим, технологам, кто верил в свой завод, кто знал, какую ответственность они несут на своих плечах, кто был убежден в том, что на их стороне правда! И они это сделали. И сегодня мы празднуем юбилей завода, не только вспоминая его славную историю и те самолеты, которые здесь научили летать. Мы сегодня отмечаем юбилей в условиях, когда мы видим будущее и воронежского самолетостроительного общества, и в целом будущее всей отечественной авиации.

Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, обращаясь к коллективу ВАСО, сказал:

- Юбилей завода – это, прежде всего, юбилей коллектива предприятия, который создавал славу российской авиации. Воронежский завод, являясь одним из мощнейших авиационных предприятий в советское время, всегда создавал и продолжает строить уникальные машины. Предприятие пережило военное время, сохранило производственный потенциал и компетенции в непростые 90-е годы. Низкий поклон людям, которые сохранили верность заводу, преданность авиации, любовь к родине. Наша обязанность продолжать развивать предприятие.

В этом году ВАСО в рамках корпоративной трансформации вошло в контур дивизиона транспортной авиации ОАК, головным предприятием которого является ПАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина». В новой индустриальной модели ОАК ВАСО является также пилотной площадкой для создания центра компетенций по выпуску мотогондол для всех типов двигателей гражданских самолетов отечественного производства. Дмитрий Рогозин и Юрий Слюсарь озвучили производственные планы, которые обеспечат загрузку предприятия до 2025 года. ВАСО выходит на темп производства двух Ил-96-300 в год в интересах государственных заказчиков. Стартовала подготовка производства по программе модернизации Ил-96-400М в интересах гражданской авиации. Компетенции воронежского завода будут востребованы при развитии проекта дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета нового поколения, который ОАК создает совместно с китайскими партнерами. По программе нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В завершается сборка первого летного образца. Перед производителями стоит задача провести испытания и начать поставку этих самолетов в интересах российского оборонного ведомства. В горизонте 7-8 лет существующий парк транспортных и гражданских самолетов типа Ан-24, Ан-26 будет выводиться в связи с завершением срока эксплуатации. Потенциал внутреннего рынка на замену устаревшего парка оценивается в несколько сотен машин.

Управляющий директор ПАО «ВАСО» Дмитрий Пришвин в ответном слове поблагодарил за теплые поздравления руководство правительства РФ и корпорации:

- Благодарю за то здоровое доверие, которое есть на сегодняшний день к Воронежскому авиационному заводу у государства, ОАК, наших партнёров. Уверен, что предприятие справится со всеми поставленными задачами. Компетенции, силы, профессионализм у многотысячного коллектива воронежских самолётостроителей для этого есть.

Работникам предприятия на торжественной церемонии вручили почетные грамоты Минпромторга России, ПАО «ОАК», Правительства Воронежской области, региональных и городских органов власти.

В этот же день делегация во главе с вице-премьером РФ посетила цех окончательной сборки, где осуществляется производство Ил-112В. Затем состоялось совещание по вопросам развития самолетных программ, на котором с докладом выступил вице-президент ОАК по транспортной авиации, генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.

Достойный памятник всем поколениям авиастроителей

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий 4 августа совершил освящение построенной на территории авиационного завода часовни в честь иконы Божией Матери «Благодатное небо».

– У Бога нет смерти. У Бога все живы. И потому это радость для всех людей, которые за 85 лет истории завода трудились на этом месте, – обратился к собравшимся со словами поздравления и духовного назидания владыка Сергий. – Я думаю, и они тоже вместе радуются тому, что теперь у вас есть на месте ваших трудов эта замечательная, прекрасная часовня, которая построена и в память о трудах ваших предшественников, о трудах людей, которые связали свою судьбу с небом, которые и жизнь свою положили за то, чтобы мы жили под мирным небом, испытывая машины, летая на них, принося нашему народу пользу. Это очень достойный памятник в честь восьмидесятипятилетия завода.

Построенная в максимально сжатые сроки (закладной камень в ее основание митрополит освятил 21 марта этого года), часовня во многом уникальна. По словам одного из кураторов проекта – настоятеля Покровского собора Воронежа протоиерея Сергия Моздора, авторы, помимо соблюдения всех канонов, ориентировались также на то, что Воронежский авиационный – первый в Воронежской области завод, на территории которого появилась часовня. «И в таком стиле – она также первая в нашем регионе. И мы вас с этим тоже поздравляем!», – сказал он. При возведении часовни строители использовали новейшие авиационные технологии. Так, купол часовни сделан в цехах завода из полимерных композиционных материалов, а специалисты строительного подразделения ВАСО придумали и реализовали собственную технологию для изготовления окон.

Кадровый резерв в действии

В рамках авиакосмического салона МАКС-2017 представители управленческого кадрового резерва Объединенной авиастроительной корпорации, в том числе из ВАСО, обсудили с президентом корпорации Юрием Слюсарем реализацию приоритетных проектов.

– Кадровый резерв должен стать той командой руководителей, которая обеспечит реализацию стратегии через разработку и реализацию приоритетных проектов, через формирование корпоративной культуры, оптимизацию процессов, а также через вовлечение своих сотрудников всех уровней в эту важную для корпорации работу, – подчеркнул президент ОАК, предваряя два доклада участников встречи.

Первый доклад был по проекту «Развитие корпоративной культуры», который реализует команда перспективного резерва сотрудников и ряда предприятий корпорации. Доклад по проекту «Создание центра специализации «Мотогондолы и пилоны» был инициирован молодыми руководителями Воронежского авиационного завода.

– Суть предложений касалась реализации на нашем заводе проекта создания нового центра специализации, – объясняет руководитель проекта МС-21 в ВАСО Дмитрий Митин. – Мы хотели, скажем так, «подтянуть» мысли и идеи смежных предприятий. Для этого обратили внимание на необходимость совместных усилий по четырем направлениям: унификация конструкторских решений; расширение продуктовой линейки; организация самого производственного участка; унификация работы с конструкторскими данными. Это те задачи, которые помогут нам успешнее и эффективнее решать все вопросы по реализации проекта. Да и в целом, управление проектами затрагивает разные области авиастроения, и необходимость взаимодействия по всем направлениям нарастает. По обоим докладам президент дал поручения соответствующим руководителям. Дальше будет видно.

– Проекты, подобные МС-21, создают общую оболочку для совместной работы предприятий авиапрома, а новые методы управления как раз стоит в ней опробовать. Для нас таким проектом также должен стать Ил-114, – отметил руководитель проекта Ан-148 Сергей Зенин. – Доля ВАСО в производстве его агрегатов составляет до половины общего объема – крыло и его механизация, хвостовое оперение, мотогондола, зализ крыло-фюзеляж. Проектирование самолета, разработка конструкторской документации и так далее – всё, как с МС-21, в цифре. И, кстати, Юрий Борисович говорил о том, что цифровые технологии должны прийти на станки, что для этого надо создавать смежные информационные базы – между основными производствами, до и после них. Начиная с оцифровки склада до готового продукта, повсеместно должно работать общее цифровое информационное пространство.

Руководители ОАК и Профавиа сверили позиции

В время проведения авиасалона МАКС-2017 руководители ОАК и шестнадцати профсоюзных организаций Профавиа обсудили ход реализации социальных программ и дальнейшие перспективы развития отрасли. Во встрече принял участие профсоюзный лидер ВАСО Виктор Богданов.

– По итогам прошлого года удельные расходы корпорации на одного работника превышали аналогичные показатели в большинстве предприятий машиностроения, это позволяет нам активно удерживать лучших сотрудников и привлекать молодых специалистов, увеличивать производительность. ОАК постоянно стремится улучшать условия труда на своих заводах и конструкторских бюро, – отметил президент корпорации Юрий Слюсарь.

Общий объем расходов корпорации на социальные программы в прошлом году увеличился примерно на 10 проц. до более чем 1600 млн рублей. По итогам прошлого года компании ОАК увеличили среднюю зарплату производственного персонала на 5 тыс. руб. Все региональные предприятия развивают жилищные программы, в первую очередь для удержания молодых высококвалифицированных сотрудников. Везде работают программы медицинского обслуживания, дополнительного пенсионного обеспечения, отдыха и оздоровления работников, а также молодежные программы. Впервые в прошлом году ОАК начал отправку детей сотрудников на специальные смены молодежного лагеря «Артек».

На встрече стороны обсудили ряд конкретных проблем, касающихся совершенствования оплаты труда, формирования кадрового потенциала, перспектив модельного ряда самолетов.

Кубок азарта снова у ВАСО

17 августа в парке «Алые паруса» состоялась ежегодная спортивно-развлекательная эстафета «Кубок азарта 2017».

Участниками праздника стали команды работающей молодежи от КБ Полюс, «Тяжмехпреса», КБХА, «Созвездие», ВМЗ и «Турбонасос» и ВАСО. В соревнованиях оценивалась не только скорость, но и творческое мастерство. Команда самолетостроителей «Авиаудар», в которую вошли Сергей Кудрявцев, Мария Васюкова, Сергей Юрецкий, Анастасия Селезнева, Игорь Бутырин, Юлия Куракина, представила песню собственного сочинения про родной завод, чем покорила сердца жюри. В одном из конкурсов капитан команды Сергей Кудрявцев самым первым догнал «убегающий приз», чем принес бонусные баллы в общий счет игры. Кубок было решено сделать переходящим, но, по счастливой традиции, в этом году он заслуженно остался у команды «Авиаудар».

«Вместе двигаться вперед»

1 июня, в День военно-транспортной авиации на собрании коллектива ПАО «ВАСО» выступил вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК», генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил») Алексей Рогозин. Это была первая встреча Рогозина в его новом статусе с коллективом предприятия.

Алексей Дмитриевич подробно остановился на вновь созданной структуре ПАО «ОАК» – структуре дивизиона транспортной авиации, а также о том месте, которое занимает в нем ПАО «ВАСО». По словам Рогозина, в дивизион вошли предприятия, которые славятся не только транспортными самолетами. В их числе воронежский авиазавод, АО «Авиастар-СП», ОАО «Экспериментальный завод им. В.М. Мясищева» и ОАО «Ил» как управляющая компания холдинга.

«Мы единая команда и видим наше будущее как единое. Мы хотим друг у друга учиться, обмениваться опытом с другими дивизионами ОАК. Но, самое главное, мы хотим стать «большим «Ильюшиным», хотим, чтобы самолеты «Ил» вернулись в небо», – так определил миссию транспортного дивизиона Алексей Рогозин.

Поэтому и главной задачей транспортного дивизиона Рогозин видит не процессы, не формальную работу, а разработку и серийное строительство самолетов. В качестве приоритетной на сегодняшний день задачи именно для воронежских самолетостроителей Рогозин назвал окончание строительства первого опытного образца военно-транспортного самолета Ил-112В для нужд Министерства обороны РФ.

Завершая свое выступление, Алексей Дмитриевич призвал воронежских самолетостроителей к постоянному диалогу, к общению, предложил сделать встречи с коллективом регулярными.

«Либо мы вместе будем развиваться, либо в нашем небе будут летать бразильские, австрийские, итальянские, шведские самолеты. Мы должны отбросить накопившиеся противоречия, эмоции, и перестроить работу. Мы – авиационная держава», – подытожил Алексей Рогозин.

МАКС приветствовал Ил-2

Самый приятный для воронежских самолетостроителей дебют завершившегося авиасалона МАКС – возвращенный из небытия легендарный штурмовик Ил-2. Его крутые виражи в небе над подмосковным Жуковским принимали ничуть не менее восторженно, чем выступления асов пилотажных групп, и уж совершенно точно – с особым трепетом.

25 ноября 1943 года экипаж в составе летчика Валентина Скопинцева и стрелка Владимира Гуменного при штурмовке аэродрома немцев в Мурманской области попал под огонь вражеских зениток, а при возвращении атакован «мессером». Более полусотни пробоин не помешали Валентину Скопинцеву посадить потерявшую управление машину на лед озера Кривое. Летчик донес раненого стрелка до своего аэродрома, и вместе до конца войны они провели еще 56 боевых вылетов. А Ил-2 после того боя затонул в озере. Спустя семь десятилетий совместно с детьми Скопинцева за поисковые работы взялись фонд «Крылатая память Победы» и Музей техники Вадима Задорожного. Самолет нашли и подняли со дна озера. Возвращали его к жизни четыре года в Новосибирске – в мастерских компании «Авиареставрация» и СибНИА имени С.А. Чаплыгина при финансовой поддержке, в том числе, ПАО «Ил».

На МАКС-2017 дебютировал только-только прошедший летные испытания и получивший сертификат летной годности тот самый Ил-2, а корреспонденты газеты ВАСО «Воронежские крылья» пообщались с гендиректором «Авиареставрации», доктором технических наук, профессором Новосибирского техуниверситета Владимиром Бернсом.

«Самолет восстанавливался не из четырех-пяти машин, а из одной, поэтому было две крайности, которые нужно было сочетать, – рассказал Владимир Андреевич. – первая – максимально сохранить оригинальные части, вторая – обеспечить безопасность и ресурс. В целом, почти на две трети тут оригинальные элементы конструкции, что, могу это ответственно сказать, очень хороший результат».

Владимир Бернс также передал музею боевой и трудовой славы ВАСО фото отреставрированной машины со своим автографом, написанным прямо на стабилизаторе легендарной машины.

Очередное соглашение ОАК и Профавиа

В офисе Объединенной авиастроительной корпорации состоялось совместное совещание руководства ПАО «ОАК» и координационного совета Профавиа, на котором президент ОАК Юрий Слюсарь и председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров подписали корпоративное соглашение на 2017–2019 годы.

В 2012 году ОАК первой среди интегрированных структур авиационной промышленности Российской Федерации подписала двухлетнее соглашение с отраслевым профсоюзом на 2012–2013 гг. С тех пор руководство холдинга и Профсоюза постоянно координирует взаимодействие по улучшению оплаты труда и выполнению соцгарантий на предприятиях.

Как отметил участвовавший в совещании председатель первичной профсоюзной организации ВАСО Виктор Богданов, по итогам действия предыдущего соглашения 2014–2016 годов ОАК выполнила большинство положений. Заработная плата у сотрудников предприятий–участников соглашения увеличилась в 2016 году на двенадцать процентов. Средняя зарплата в ОАК превысила 51 тысячу рублей. На большинстве предприятий размер средней заработной платы превышает четыре прожиточных минимума, на всех – улучшен в последний год.

Одна из ключевых целей корпорации – обеспечение уровня средней оплаты на большинстве предприятий не ниже четырех прожиточных минимумов в регионах. Особо среди приоритетных направлений корпоративной политики на ближайшие годы Юрий Слюсарь выделил развитие корпоративного спорта.

Наука открывает перспективы

На Воронежском авиационном заводе подвели итоги конкурса научно-технических работ молодых специалистов.

Конкурс проводился на предприятии уже в третий раз, и в этом году в финал вышли работы одиннадцати участников. Они оценивались по актуальности темы, научной и практической новизне, глубине проработки, применимости результатов, эффективности и оформлению.

Лучшей работой экспертная комиссия, в которую вошли ведущие специалисты ВАСО, признала исследование ведущего инженера-конструктора отдела главного технолога (ОГТ) Сергея Шахова, посвященное выбору оптимальных параметров термообработки на основе изучения влияния газонасыщенных слоев на динамические характеристики и пластичность листов из титановых сплавов. В тройку победителей также вошли работы ведущего инженера-технолога отдела сварки ОГТ Александра Самсонова и инженера по подготовке кадров центра корпоративного обучения ВАСО Анны Сидоровой.

– Приятно, что три года назад мы возродили добрую традицию проведения таких конкурсов, – сказал директор по персоналу ПАО «ВАСО» Александр Неведров, обращаясь к молодым коллегам. – Такие творческие состязания показывают, что на нашем заводе, который успешно строит самолеты, есть молодежь, которая мыслит и в научной сфере, успешно участвует в научных конкурсах, в том числе, на уровне Объединенной авиастроительной корпорации. Мы стараемся дать серьезные стимулы, но главное, вы сами должны усвоить, что занимаясь саморазвитием, в том числе научно-практической работой, вы развиваетесь сами и развиваете наше авиастроение. И это реальная возможность занять в будущем ключевые позиции и на нашем предприятии, и в масштабах всей корпорации.

Приказом управляющего директора за высокий профессионализм и победу в конкурсе авторам трех лучших работ объявлена благодарность и выплачена солидная премия. Также поощрены финалисты конкурса и эксперты.

«Бронза» WorldSkills

На проходившем в Ульяновске третьем открытом корпоративном чемпионате молодых профессионалов ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» по стандартам WorldSkills Russia слесарь-сборщик летательных аппаратов Воронежского авиазавода Михаил Савченко завоевал третье место.

Рабочие и специалисты из одиннадцати регионов России представляли практически все крупнейшие авиационные заводы страны – Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска, Иркутска, Казани, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Таганрога, Луховиц и, конечно, Воронежа. Михаил Савченко получил приглашение на всероссийский финал WorldSkills Hi Tech, который по традиции в ноябре пройдет в Екатеринбурге.

Грязи не боятся!

В спортивно-развлекательном комплексе «Эволюция. Костенки» прошла масштабная гонка под названием «Преодоление». Свои силы испытали и молодые самолетостроители – команда «ВАСО–Авиаудар».

Девятнадцать команд по шесть человек, двадцать пять препятствий на пути к финишу, шестидесятиминутное (в среднем) непрерывное движение по семикилометровой трассе, проложенной по сильно пересеченной местности. Состав «Авиаудара» формировали с учетом возрастных ограничений (до 35 лет) и физической формы. Напомним, к примеру, что С. Кудрявцев стал бронзовым призером третьей «Мили ВАСО». Также положением было оговорено непременное присутствие одной девушки.

Основные препятствия были сосредоточены примерно на двухсотметровом участке – в остальном это бег с подъемами и спусками. Самой зрелищной, для зрителей, конечно, оказалась водная переправа: члены команд на виду у зрителей принимали грязевые «ванны». А когда, казалось бы, самое трудное оставалось позади, их ждал еще один сюрприз: труба, опять же, наполненная черноземом вперемешку с водой. По ходу движения ребятам приходилось «шевелить» мозгами, отвечать на вопросы или отгадывать загадки. Один час, двенадцать минут и сорок шесть секунд – таков результат команды «Авиаудар» – одиннадцатое место и золотая середина. В развлекательной программе самолетостроители блеснули талантами, продемонстрировали танцевальные и вокальные способности.

Авиастроители встречают будущих коллег

По информации центра корпоративного обучения (ЦКО) ВАСО, в этом году пройдут практику более четырехсот студентов Воронежского государственного технического университета, Воронежского авиационного техникума имени Чкалова. Также на базе авиазавода организуется межрегиональная практика студентов Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова и Московского авиационного института.

– Студенты вузов и учащиеся техникума распределяются по соответствующим их будущим специальностям структурным подразделениям, – говорит начальник ЦКО Алексей Облиенко. – Мы стараемся, чтобы юноши и девушки в полной мере могли приобщиться к профессии, лучше понять, насколько интересна и перспективна работа в нашей отрасли. И для нас, конечно, такая работа хоть и хлопотна, но и полезна в том плане, что в подразделениях завода получают возможность заранее присмотреться к будущим коллегам.

«Неделя без турникетов» прошла в ВАСО

ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» присоединилось к акции «Неделя без турникетов», которая проводится под эгидой Союза машиностроителей России в рамках федеральной программы «Работай в России!».

«Неделя без турникетов» – набирающая популярность акция для школьников и студентов, которая в этом году охватила более восьмисот промышленных предприятий по всей России. Ее цель – дать молодежи возможность лучше узнать возможности и перспективы производств в своих регионах, помочь определиться с выбором профессии.

На Воронежском авиационном заводе побывали несколько групп студентов Воронежского государственного технического университета, Воронежского авиационного техникума и Хреновского лесного колледжа. Каждая из групп в ходе двухчасовых экскурсий, организованных дирекцией по персоналу ВАСО и проведенных специалистами центра корпоративного обучения предприятия, получила возможность познакомиться непосредственно с авиационным производством. Молодые люди побывали в цехе композитных материалов, в котором делают агрегаты для самолетов воронежского производства, а также для «Суперджетов» и для лайнера будущего – МС-21. В агрегатно-сборочном цехе им показали, как создаются уже готовые комплекты для таких машин, а на механическом производстве – современные станки с числовым программным управлением, способные изготавливать детали любой сложности, в том числе, для рождающегося в Воронеже совсем нового транспортного самолета Ил-112В.

«Самолет идет на взлет»

Так называется выставка, открывшаяся в стенах Воронежского областного краеведческого музея 27 апреля 2017 года и посвященная 85-летию Воронежского авиационного завода. Ее организовали сотрудники музея и Центр общественной информации и печати ВАСО.

На открытии выступили куратор экспозиции старший научный сотрудник краеведческого музея Раиса Новичихина, директор музея боевой и трудовой славы ВАСО Светлана Гаврилова, заслуженный ветеран труда самолетостроительного предприятия с сорокалетним стажем Александр Злобин.

После завершения официальной части Светлана Гаврилова провела экскурсию для посетителей, среди которых были студенты Воронежского института высоких технологий.

– Воронежская общественность, гости города впервые могут познакомиться с богатейшей историей одного из советских индустриальных гигантов, остающемся и ныне градообразующим предприятием, – говорит С. Гаврилова.

Выставка «Самолет идет на взлет» будет работать в Воронежском областном краеведческом музее (ул. Плехановская, 39) до середины декабря 2017 года. Для работников ВАСО вход бесплатный, остальные посетители могут познакомиться с экспозицией за стандартную входную плату.

Первомай: традиции и молодость

Восемьсот воронежских самолетостроителей, представлявших семитысячный коллектив ВАСО, приняли участие в шествии в День весны и труда под девизом «За достойную работу, зарплату, жизнь!». Колонну возглавили заместитель генерального директора – технический директор ВАСО Александр Анохин, заместитель директора по производству, начальник цеха окончательной сборки Анатолий Супонецкий, председатель первичной профсоюзной организации Профавиа Виктор Богданов, руководители заводских подразделений.

ВАСО вносит весомую лепту в укрепление региональной экономики. В этом году завод отмечает юбилей – 85 лет со дня основания. За годы работы заводчане освоили выпуск более двадцати типов авиационной техники различного назначения, построили более 37 тысяч самолетов. За высокие достижения в освоении новой техники и выполнение государственных задач завод награжден орденом Ленина и орденом Трудового красного знамени, предприятию было оставлено на вечное хранение переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС. Но с каждым годом предприятие молодеет, все больше молодых связывает будущее с развивающимся российским авиапромом. Лучшим доказательством этого стали молодые работники, которые приняли участие в шествии с женами и детьми.

Завод помог повысить квалификацию

В мае в ВАСО прошла церемония вручения дипломов сотрудникам завода, прошедшим переподготовку по программе «Конструкция самолета и технологии самолетостроения».

Впервые переобучение, организованное совместно центром корпоративного обучения (ЦКО) авиазавода и ВГТУ в рамках программы развития кадрового потенциала ВАСО, завершили сразу шестьдесят специалистов отделов главного технолога и главного конструктора.

– Программа, рассчитанная на 250 часов, была разработана для наших инженеров, имевших высшее образование, но без специализации «самолетостроение», – пояснил начальник центра оценки и развития персонала ЦКО Андрей Гусаков. – Должен сказать, что люди очень серьезно отнеслись к учебе, и успешно ее завершили. Сейчас мы ведем набор групп по очередной программе – повышения квалификации для уже имеющих специальности, связанные с самолетостроением.

В мае также были вручены удостоверения слушателям курсов «Школа мастеров», во второй раз проведенных для специалистов производственных подразделений завода.

ВОРОНЕЖСКИЕ АВИАСТРОИТЕЛИ ПРИСТУПИЛИ К СОЗДАНИЮ ИЛ-96-400М

Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и ОАК заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М. Создание самолета будет способствовать решению задач транспортной доступности российских регионов, удовлетворению потребности в дальнемагистральной авиатехнике отечественного производства, технологической независимости России. Фюзеляж лайнера будет удлинен на 9,65 метра относительно Ил-96-300, а в качестве силовых установок используют более мощные и экономичные двигатели ПС-90А. Также будет установлен современный пилотажно-навигационный комплекс, изменится салон, появятся и другие новшества. Воронежские авиастроители уже приступили к работам по проекту создания опытного образца машины, которую планируется поднять в небо в 2019 году.

СИЛОВИКАМ НЕОБХОДИМЫ БОЛЕЕ СТА ИЛ-112В

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе посещения ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» обсудил с руководителями ОАК и ВАСО ход реализации проекта создания легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Во время визита замглавы военного ведомства заявил, что потребность всех силовых структур России в Ил-112В составляет более ста машин.

– Мы будем ежегодно закупать столько таких самолетов, сколько сможет сделать завод. Заводчане планируют довести производство до двенадцати машин в год. Потребность в них очень большая, так как парк Ан-26 морально устарел и выходит из строя, – сказал Юрий Борисов. – Я думаю, что обязательства, взятые ВАСО перед Президентом РФ, будут, безусловно, выполнены. Уверен, что будет сделано все, чтобы самолет был готов совершить первый полет в июле текущего года

ЧЕМПИОНАТ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ ВАСО РАСШИРЯЕТ ГРАНИЦЫ

В ПАО «ВАСО» подведены итоги третьего открытого чемпионата рабочих профессий. В этом году в нем приняло участие рекордное число претендентов на чемпионство – 159 сотрудников завода, студентов ВАТ и ВГТУ. Победители заводского этапа в возрасте до 28 лет отправятся в июне в Ульяновск, где пройдет третий чемпионат рабочих профессий по стандартам WorldSkills Объединенной авиастроительной корпорации. Отличительной чертой нынешнего года стала инициатива цеха композитных материалов, в котором провели первые соревнования в компетенциях «Сборщик изделий из стеклопластика» и «Сборщик-клейщик конструкций». По их итогам решено официально включить новые компетенции в программу следующего заводского чемпионата рабочих профессий. По итогам нынешнего чемпионата победители удостоены почетных званий чемпионов и вице-чемпионов, а также солидных денежных премий.

УЛЫБКА ПОБЕДЫ

В культурно-познавательной встрече «Женщина в погонах», организованной Экспоцентром ВГАУ, в которой приняли участие студенты, преподаватели, члены ветеранского совета аграрного вуза, в числе выступавших была директор музея боевой и трудовой славы ВАСО Светлана Гаврилова. Она рассказала о неизвестных страницах истории, связанных с одной очень известной фотографией.

Мария Тимофеевна Шальнева – героиня снимка, сделанного 2 мая 1945 года в поверженном Берлине военным фотокорреспондентом Евгением Халдеем, облетела весь мир и стала своего рода символом Победной весны. Но мало кто знает, что после войны Мария Шальнева вернулась в Воронеж, поступила на авиационный завод, и проработала там до ухода на пенсию в 1972 году. После замужества сменила фамилию на Ненахову. Ее дом – рядом с заводом на улице Героев стратосферы. Вместе с мужем они воспитали двоих детей. Старшая, Людмила, пошла по стопам родителей – работала конструктором на Воронежском авиационном заводе, сын Виктор – доктор наук, профессор. Марии Тимофеевне не суждено было дожить до 59-летия Победы. Но ее жизнь продолжается в восьмерых внуках, которые видят бабушку со страниц учебников истории.

С Евгением Ананьевичем Халдеем Шальнева встретилась еще раз, о чем рассказал бывший фронтовой корреспондент на страницах газеты «Труд» 9 мая 1973 года. Его коротенькая заметка сопровождалась двумя фотографиями: той знаменитой берлинской и новой, на которой Мария Тимофеевна запечатлена с дочерью на фоне Воронежского оперного театра.

Памятные даты в истории авиации

Ноябрь

  • 1 ноября 1977 – Совершен первый рейс с пассажирами на самолете Ту-144 по маршруту Москва – Алма-Ата.
  • 3 ноября 1958 – Родился Г.А. Рябов, советник генерального директора ВАСО по безопасности полетов. Заслуженный летчик-испытатель РФ. Освоил более двадцати типов самолетов. Участвовал в испытаниях Ту-22М3, Ил-38, Ту-142, Ту-95, Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ан-148.
  • 5 ноября 1957 – С аэродрома Воронежского авиационного завода в небо поднялся первый серийный самолет Ан-10. Машину поднял экипаж, в состав которого входили представители ОКБ Антонова: командир И.Е. Давыдов, бортинженер Е.М. Думнов и ведущий инженер по испытаниям В.С. Попов, а также заводские специалисты: второй пилот Б.В. Шарликов, штурман Т.Ф. Бевза, бортрадист A.M. Бражников.
  • 7 ноября 1941 – В Куйбышеве над участниками парада пролетели штурмовики Ил-2, сошедшие со стапелей эвакуированного в этот город из Воронежа завода №18.
  • 8 ноября 2012 – Авиакомпания «Ангара» приняла второй самолет Ан-148.
  • 9 ноября 1941 – Завершилась передислокация оборудования и работников завода №18 в Куйбышев.
  • 13 ноября 2005 –Указом президента РФ за мужество и отвагу, проявленные при испытании авиационной техники в условиях, сопряженных с риском для жизни, орденом Мужества награжден летчик-испытатель ВАСО Ю.П. Зубрицкий (1950–2011).
  • 15 ноября 2016 – В Саратове состоялась торжественная церемония принятия в парк воздушной техники АК «Саратовские авиалинии» первого самолета Ан-148.
  • 18 ноября 2016 – Завершилась установка в стапель общей сборки всех отсеков фюзеляжа первого летного экземпляра самолета Ил-112В.
  • 26 ноября 1922 – Родился А.И. Вобликов, летчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Первым на Воронежском авиационном заводе получил звание заслуженного летчика-испытателя СССР. Скончался в 1985 году.
  • 28 ноября 1924 – Родился Ф.П. Зацепилов. До начала Великой Отечественной войны работал на заводе №18 слесарем-жестянщиком. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «мужество и героизм, проявленные при освобождении Литвы» был удостоен звания Героя Советского Союза. Скончался в 1987 году.
  • 29 ноября 1904 – Родился авиаконструктор А.С. Москалев. В 1931–1936 годах заместитель начальника серийного конструкторского отдела завода №18.

Октябрь

  • 1 октября 1910 – Воронежцы впервые увидели самолет. Демонстрационные полеты над ипподромом (ныне это территория парка им. Дурова за цирком) совершил известный в то время борец и авиатор И.М. Заикин на самолете «фарман». В одном из полетов в качестве пассажира участвовал знаменитый русский клоун Анатолий Дуров.
  • 1 октября 2009 – В ВАСО состоялась торжественная передача авиакомпании «Россия» первого серийного самолета Ан-148.
  • 2 октября 1933 – А. Гусаров совершил перелет из Воронежа в Москву на первом самолете Москалева САМ-5. Начало испытаний этой воздушной машины.
  • 10 октября 1941 – Со станции Придача в Куйбышев отправлен первый эшелон с людьми и заводским оборудованием.
  • 12 октября 2016 – Первый полет Ил-96-300, предназначенного для перевозки первых лиц государства.
  • 15 октября 1977 – Прошел общезаводской митинг, посвященный окончанию сборки первого серийного самолета Ил-86 и передаче его на ЛИС для наземной отработки и летных испытаний.
  • 15 октября 2004 – Начало летных испытаний в Киеве опытного самолета Ан-148.
  • 16 октября 1929 – Решением Совета Труда и Обороны СССР был утвержден план строительства в Воронеже авиазавода.
  • 24 октября 1977 – Первый тридцатиминутный испытательный полет первого серийного самолета Ил-86. Пилоты: Э.И. Кузнецов и А.И. Вобликов.
  • 27 октября 1925 – Родился выдающийся авиаконструктор Г. В. Новожилов.
  • 30 октября 2008 – Образован концерн «Антонов» (Украина), с которым ВАСО связывало сотрудничество по производству самолетов Ан-148. Как юридическое лицо ликвидирован 19 июля 2017 года в связи с передачей входящих в концерн предприятий в Укроборонпром.
  • 30 октября 2012 – В Иркутске прошла торжественная встреча первого самолета Ан-148 из законтрактованных АК «Ангара» пяти воздушных машин этого типа.

Сентябрь

  • 9 сентября 2011 – Первый коммерческий полет по маршруту Воронеж – Санкт-Петербург – Воронеж на самолете Ан-148 совершила авиакомпания «Полет». До прекращения деятельности в 2014 году авиакомпания эксплуатировала два Ан-148 с маркой ВАСО.
  • 12 сентября 2012 – авиакомпания «Россия» встретила миллионного пассажира Ан-148, перевезенного с начала эксплуатации в 2009 году самолетов Ан-148.
  • 14 сентября 1917 – Родился Герой Советского Союза летчик А.И. Кольцов. В первой половине тридцатых годов ХХ века работал мотористом цеха №15 завода №18. Командир 937 истребительного авиаполка Кольцов погиб в 1943 году в Белоруссии. Имя Героя увековечено на ВАСО.
  • 17 сентября 1931 – Вышел в свет первый номер заводской газеты «За ударные темпы». За историю существования газета еще трижды меняла название: «Сталинец», «Новатор», «Воронежские крылья».
  • 24 сентября 1937 – Зафиксирован мировой рекорд дальности по прямой для класса легких самолетов. Экипаж А.Н. Гусарова на САМ-5 преодолел 3318,198 км.
  • 27 сентября 2004 – На ВАСО был подписан контракт на постройку самолетов Ил-96-300 для Кубы. Ныне в республике эксплуатируется четыре самолета этого типа.
  • 28 сентября 1988 – С Центрального аэродрома имени Фрунзе в небо впервые поднялся новый широкофюзеляжный самолет Ил-96-300, собранный в ОКБ им. Ильюшина при непосредственном участии Воронежского авиазавода. На ВАСО уже собраны 23 машины этого типа.
  • В сентябре (дата не установлена) 1934 – Состоялся первый испытательный полет первого серийного самолета ТБ-3, собранного на заводе №18. 

Август

  • 2 августа 1930 – Первая в стране выброска авиадесанта под Воронежем, руководитель Л.Г. Минов. День ВДВ.
  • 14 августа 2007 – С аэродрома ВАСО в первый полет отправился транспортный Ил-96-400Т с четырьмя двигателями ПС-90А.
  • 18 августа 1937 – На авиапараде в подмосковном Тушино с большим успехом прошли демонстрационные полеты самолета авиаконструктора К.А. Калинина К-12, построенного в Воронеже.
  • 18 августа 2009 – На авиасалоне МАКС прошел демонстрационный полет первого серийного самолета Ан-148, собранного на ВАСО. Командир экипажа – заслуженный летчик-испытатель России Г.А. Рябов.
  • 21 августа 1933 – Первый полет в Харькове совершил самолет-гигант К-7. После назначения К.А. Калинина начальником конструкторского отдела завода №18 в Воронеже были заложены в стапели два самолета К-7. Воздушные машины не были достроены.
  • 21-26 августа 2007 – На авиасалоне МАКС состоялось подписание контракта на поставку авиакомпании «Россия» самолетов Ан-148 производства ВАСО. Шесть машин этого типа в авиакомпании эксплуатировались с декабря 2009-го по март 2015 года. Их общий налет превысил 82 тысячи часов.
  • 23 августа 1941 – Завод №18 был удостоен ордена Ленина за большие успехи в деле вооружения Красной Армии боевыми самолетами.

Июнь

  • 1 июня 1960 – Подписано постановление Совета Министров СССР №601-246 об организации на заводе №64 Воронежского СНХ серийного производства военно-транспортных самолетов Ан-12.
  • 1 июня 1971 – Совершил первый полет предсерийный Ту-144. Лайнер демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже (Франция).
  • 2 июня 1999 – Департамент транспорта федерального авиационного управления США выдал АК им. Ильюшина сертификат типа на самолет Ил-96Т.
  • 3 июня 1973 – Катастрофа самолета Ту-144 в ходе демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже.
  • 5 июня 1969 – Опытный самолет Ту-144 на высоте 11 тыс. метров впервые совершил полет со сверхзвуковой скоростью.
  • 6 июня 1941 – Председатель СНК СССР И.В. Сталин принял делегацию завода №18: директора М.Б. Шенкмана, парторга Н.И. Мосалова, главного инженера Н.Д. Вострова, главного технолога В.И. Демина. Обсуждался вопрос о производстве самолетов Ер-2 и Ил-2.
  • 10 июня 1976 – Образован Ульяновский авиационный промышленный комплекс, ныне АО «Авиастар-СП». ВАСО и «Авиастар-СП» объединяют тесные кооперационные связи по проектам Ил-76-МД-90А и Ил-112.
  • 17 июня 1930 – Постановлением бюро Воронежского обкома ВКП(б) уполномоченным по строительству Воронежского авиационного завода был утвержден К.С. Ляховский (1883–1952).
  • 14-23 июня 1991 – На международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция) демонстрировался лайнер Ил-96-300.

Май

  • 7 мая 1975 – На центральной заводской площади состоялось торжественное открытие обелиска в память заводчан, отдавших жизнь на полях великих сражений.
  • 16 мая 1997 – Экипаж С.Г. Близнюка на самолете Ил-96Т с двигателями Пратт-Уитни совершил первый испытательный полет.
  • 20 мая 1997 – Самолет Ил-96Т совершил перелет в Подмосковье для проведения полного комплекса летных испытаний.
  • 20 мая 2015 – на ВАСО был собран первый пилон на двигатель ПД-14 для самолета МС-21.
  • 28 мая 1954 – Принят на вооружение бомбардировщик Ту-16. Из полутора тысяч выпущенных в СССР воздушных машин этого типа 166 построено в Воронеже с 1954-го по 1958 год.
  • 28 мая 2012 – В Воронеже прошло Х выездное заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству России и Украины с участием председателя Госдумы РФ С. Нарышкина и председателя Верховной рады Украины В. Литвина. Обсуждались вопросы межгосударственного сотрудничества ВАСО и ГП «Антонов» по производству самолетов Ан-148.

Апрель

  • 2 апреля 1943 – Приказом НКАП на площадях бывшего завода №18 организован завод по ремонту самолетов №64.
  • 6 апреля 1993 – Самолет Ил-96МО с четырьмя двигателями Пратт-Уитни PW-2337 совершил первый полет с Центрального аэродрома (Москва).
  • 12 апреля 1941 – Нарком А.И. Шахурин подписал приказ о прекращении производства на заводе №18 самолетов ДБ-3. С воронежских стапелей сошло около тысячи самолетов этого типа различных модификаций.
  • 12 апреля 1961 – Первый в мире космический полет совершил Ю.А. Гагарин на корабле «Восток». Третья ступень ракеты-носителя была оснащена двигателем РД-0109, разработанным воронежским ОКБ-154 под руководством С.А. Косберга.
  • 16 – 17 апреля 1958 – На самолете Ан-10, поднявшемся в небо с аэродрома Воронежского авиазавода, совершен экспериментальный полет по маршруту Воронеж – Ташкент – Тбилиси – Воронеж. Запланированная посадка в Киеве была отменена из-за неблагоприятной погоды над столицей Украины.
  • 23 – 29 апреля 1929 – На XVI Всесоюзной конференции ВКП(б) принят план первой пятилетки, предусматривавший строительство в СССР 500 крупных промышленных предприятий.
  • 26 апреля 1971 – Летчик-испытатель А.И. Вобликов удостоен звания Героя Советского Союза.
  • 26 апреля 1997 – Первый серийный самолет Ил-96Т передан на ЛИС для доработки и летных испытаний.
  • 27 апреля 1952 – Первый полет дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16. На Воронежском авиационном заводе в 1955 – 1958 годах построено 166 самолетов Ту-16.
  • 27 апреля 1976 – Издан приказ по заводу о начале серийного выпуска аэробусов Ил-86.
  • 30 апреля 1966 – Завод №64 получил открытое наименование Воронежский авиационный завод (ВАЗ).

Февраль

  • 7 февраля 1938 – Первый полет бесхвостки с дельтавидным крылом «Стрела» конструкции А.С. Москалева (в 1931–1936 годах зам начальника серийного конструкторского отдела завода №18).
  • 12 февраля 2013 – На ВАСО состоялась публичная защита проектных предложений по разработке и реализации улучшений производства в рамках проекта «Лидерство как система. Школа лидерства». Слушателями школы стали руководители различного уровня: от директоров по функциям до начальников цехов и отделов.

ДЕНЬ ОБЪЕДИНЕННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ УЖЕ ПО ТРАДИЦИИ ПРОШЕЛ В СТОЛИЦЕ ЧЕРНОЗЕМЬЯ.

Два предыдущих года он стартовал в Воронежском государственном техническом университете, а затем продолжался на площадках ВАСО. В этом году все мероприятия были организованы в цехах и учебных классах авиационного завода. Экономия времени на переездах позволила сделать программу праздника более насыщенной и интересной для тех, кому она предназначена – для студентов ВГТУ, Воронежского авиационного техникума, а также школьников города – победителей творческого конкурса, посвященного авиастроению. Торжественное открытие Дня ОАК, отмечающей в этом году десятилетие, прошло в цехе окончательной сборки авиазавода и впечатляло уже самим видом собираемых здесь флагманов российского воздушного флота Ил-96.

– Мы сегодня хотим показать вам, что Воронежский авиационный завод – это не только предприятие, которое решает поставленные перед ним задачи по строительству самолетов, но, прежде всего, это многотысячный сплоченный коллектив высококлассных рабочих и специалистов, которые умеют такие задачи успешно решать, – сказал в приветствии участникам директор по персоналу ПАО «ВАСО» Александр Неведров.

– Авиастроение – высокотехнологичная отрасль машиностроения, а Воронежский завод – один из лучших в Объединенной авиастроительной корпорации. И мы ждем вас на нашем заводе, надеемся на ваши знания, которые, безусловно, будут востребованы.

ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ,

который планируется впервые сертифицировать в марте на Воронежском авиационном заводе, должен поставить развитие системы обслуживания самолетов в один ряд с их производством.

Сегодня мы сертифицированы как служба технического обслуживания. В марте 2017 года заканчивается соответствующий сертификат, и ВАСО оформило заявку на Центр технического обслуживания. Его статус, помимо существующих у нас функций, предполагает, в частности, функции обучения технического состава войсковых частей и включение этой работы в сервисный контракт с Минобороны, обучение инженерно-технического состава коммерческих авиакомпаний, ведение и сопровождение номерной документации и внесение в нее изменений. На сегодня в ВАСО имеется большой запас комплектующих второй категории, пришедших из ремонта взамен отказавших. Мы имеем возможность передавать комплектующие в аренду эксплуатирующим организациям со своего внутреннего склада запчастей для обеспечения их потребностей.

АВИАСТРОИТЕЛИ НА ЧЕМПИОНАТЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ.

В начале ноября в Екатеринбурге завершился III Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech.

В деловой части программы чемпионата ВАСО представлял начальник учебно-производственного центра Центра корпоративного обучения Иван Уразов, а в соревновательной за команду Объединенной авиастроительной корпорации выступал оператор токарных станков с ЧПУ цеха №31 Александр Быханов, уверенно победивший на чемпионате ОАК в июне. Директор по персоналу корпорации Любава Шепелева, отмечая традиционно солидное представительство авиастроителей, сказала, что на большинстве предприятий группы внедряются современные программы по развитию навыков и знаний молодых рабочих и инженеров. «Мы рады высокой оценке профессиональных компетенций наших сотрудников экспертами WorldSkills», – сказала она.

– Чемпионат был организован на высшем уровне, – говорит И.П. Уразов. – В нем участвовали государственные руководители, представители ведущих компаний. В частности, вице-премьер Ольга Голодец в своем выступлении отметила, что правительство при всех сложностях продолжит поддержку бизнеса в сфере подготовки кадров. Заметно больше стало участников деловых встреч, содержательная часть конференций, круглых столов стала насыщеннее. Значительно увеличилось и количество участников соревнований, компетенций, за победу в которых они боролись – от пекарей до работников авиакосмической отрасли. Тем приятнее отметить, что даже в таком представительном кругу нашему заводу было чем поделиться в части передового опыта подготовки и повышения квалификации персонала.

ЗА ОПЫТОМ К САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЯМ

На базе Совета ветеранов Воронежского авиационного завода, признанного в этом году лучшим в Воронежской области, прошел семинар по обмену опытом работы, в котором приняли участие руководители и заместители регионального, городского и районных советов ветеранов Воронежа.

Если заводчане и ветераны нашего предприятия достаточно хорошо осведомлены о многогранной деятельности Совета ветеранов ВАСО, то представителям ветеранских организаций города и области многое из опыта авиастроителей было в новинку. Председатель заводского Совета ветеранов Э.И. Перова рассказала и о работе со старшим поколением, и об организации встреч с молодежью, и о том, как лучше составлять документацию.

ИТОГОВЫЙ ВЫПУСК «ВЕСТИ-ВОРОНЕЖ» 17.11

Гость

Почему в других городах-миллионниках пробок нет, и что срочно нужно менять в Воронеже – об этом в программе «Вести-Интервью» рассказал директор проектной компании, занимающейся организацией дорожного движения в разных городах, Антоном Бахтиным.

Смотреть передачу

Наверх