Половина переселенцев не сможет принять участие в голосовании
С 21 ноября в окружных избирательных комиссиях начнется выдача открепительных талонов для участия в голосовании граждан, которые 7 декабря будут за пределами своего избирательного участка. Но уже сейчас известно, что принять участие в выборах смогут далеко не все жители Воронежской области. На сегодняшний день на ее территории 102 тысячи переселенцев. Почти половина из них не имеют российского гражданства, а значит - права голоса.
Дмитрий Васильевич Никитин 5-ти месяцев от роду. Человек без гражданства. Рожден в Нижнедевицке. Его 6-тилетняя сестренка и родители - граждане Киргизии, все живут в Вязноватовке Нижнедевицкого района.
Никитины работают в колхозе 2 года. Василий - механизатор. Стелла - телятница. Типичная семья переселенцев, которых в артели 70 человек. Небольшой, но теплый домик им выделили сразу по приезду, за что молодые супруги отблагодарили местное население, пополнив его маленьким крепышом. Жилье без особых удобств, подворье с его нескончаемыми хлопотами, работа не из легких, и все же в России они чувствуют себя гораздо комфортнее, чем в Киргизии. Оттуда вернулись буквально с двумя чемоданами.
Стелла Никитина, телятница СХА "Вязноватовка": "Там очень тяжело было. Там даже у нас ребенок сахара не видел. Было и такое, что говорили: "Мен хозяин страна", т. е. я хозяин страна. Вы езжайте в свою Россию и живите там, здесь вам ничего не будет".
Это сейчас на исторической родине соседи помогают им, чем могут. В селе человек, как на ладони, за год разобрались, что к чему.
Василий Никитин механизатор СХА "Вязноватовка": "Ну, поначалу было... вот вы приехали, вы киргизы, ну, им объясняешь, вталкиваешь, что мы такие же русские, как и вы".
Эту фразу супруги неустанно твердят в официальных инстанциях, которые категорически отказывают им в гражданстве. Каждый приезд в райцентр заканчивается одинаково. Не хватает какой-нибудь справки. Нужны анализы на СПИД и венерические заболевания, на туберкулез, справка о доходах, составе семьи и прочее. Мотивация последнего отказа - "ждем нового закона о гражданстве". Это ожидание автоматически лишает их права уповать на власть и выбирать ее.
Стелла Никитина: "Ну это, конечно, не справедливо. Мы бы хотели сами проголосовать за того человека, которого хотим. Нет у нас возможности. Мы не имеем права".
Молодой маме без российского паспорта и полиса отказывают и в медицинском обслуживании, а расходы, связанные с рождением сына берет на себя колхоз.
Валентин Данилов, председатель СХА: "Если вот посмотреть, 30 человек в год хороним. Рождается 2-3 человека. Кто будет заполнять нишу в селе? Поэтому мы берем. Если у них нет денег, помогаем в материальном плане, покупаем им квартиры. Как правило, это вполне трудоспособные, добросовестные люди".
В тракторной бригаде, где трудится Василий 11 человек, и только трое - коренные жители. Остальные из бывших республик Средней Азии, большинство без гражданства. О переезде, говорят, жалеть не пришлось.