Проблема земельных паев по-прежнему актуальна

1246
Вести Воронеж

Конфликт в колхозе "Великий Октябрь". Из-за неразберихи с правилами распоряжения земельными паями затруднён раздел земель между колхозом и фермерским хозяйством, которое работает 8 лет.

С начала посевной кампании "Великий Октябрь" буквально "лихорадит". Работники колхоза обвиняют местного фермера и около 300 своих односельчан, перешедших на его сторону, в самовольном захвате лучших земель. По словам председателя, в правление не поступало ни одного заявления о выходе, поэтому пока все 745 пайщиков числятся в "Октябре".

Анастасия Жаглина, работник колхоза "Великий Октябрь": "Положено, как, по правилам. Мы должны собрание собрать, пайщиков всех, и решить какую землю кому отдать, а он без всякого захватил. Мы оставляем под пар, под пшеницу. Он захватил, и культивирует землю".

Свои аргументы есть и у фермера, бывшего работника этого же колхоза. Так, если раньше писали заявление в контору, то теперь, чтобы выделиться, владельцу пая достаточно дать об этом публикацию в газету. Жители стараются не афишировать своё решение. Ведь те, кто вышел, говорят, что председатель в отместку якобы лишил их доли колхозного имущества.

Виктор Мананников, механизатор: "Как это может, у меня амортизироваться, а у него за это время вырасти, я не понимаю. Я не принимал участие в том, что имущество это растаяло. На то время у меня было сколько, оно должно остаться".

Районная администрация предпочитает не вмешиваться в конфликт. "Великий Октябрь" налогов платит намного больше фермерского хозяйства. Но фермер обещал платить людям за пай больше, и многие соблазнились лишним мешком ячменя.

Виктор Трофимов, председатель колхоза "Великий Октябрь": "Условия аренды он поставил выше, это понятно. Чтобы развалить хозяйство, потому что при этих условиях люди, конечно, не пойдут. Он умышленно поставил это на первоначальный этап. А в дальнейшем видно будет".

Александр Князев, фермер: "У них и в тех бригадах никого нет. У них нет мехотряда, мы уходили, когда мех отряд был. У них вообще нет ничего, и остальное они добивают. Я сомневаюсь, конечно, что вы это запишите, но всё равно".

В основе конфликта - несовершенство законодательства. Закон об обороте сельхоз земель принят на федеральном и областном уровнях, но на местах до сих пор не знают, с какого краю к нему подступиться. Не прописаны детали. Пока же вместо севооборота в Хохольском районе в ходу документооборот, а урожай, видимо, придется собирать в суде.