Феодосию Быченкову признали участницей войны только через 60 лет
В начале года правительствами стран-союзников во второй мировой войне был учреждён орден "За вклад в Победу". Международная награда за номером 2 была вручена жительнице Петропавловки Феодосии Никоноровне Быченковой. Женщина получила также медаль к юбилею Победы. Только через 60 лет её признали участницей войны.
Феодосии Никифоровне 87. Видно, человек так устроен, говорит она, что плохое забывается, а память хранит лишь хорошее. Но ужасы войны, как ни старалась забыть - не в силах. Вначале был фашистский концлагерь в городе Гдыня. Затем её продали в рабство немецкому фермеру.
Феодосия Быченкова: "15 коров доила. 25 свиней управляла, трое лошадей и яловника 15 штук. Я падала. он меня отморозил. С тех пор я кашляю, дышу тяжело. Он меня тогда ещё цепями побил здорово. 32 раза ударил по спине".
Чем ближе приближался фронт, тем больше зверел рабовладелец. На плечи девушки он вешал 2 бидона с водой по 30 литров каждый, от водоёма до коровника было 150 метров. После очередного избиения Феодосия потеряла сознание. Дочь хозяина перенесла её тайно в сарай, дала таблеток. Но пленница их выбросила. После истязаний и унижений не хотелось жить. Избавиться от узницы фермер решил с помощью полицейских.
Феодосия Быченкова: "И те полицейские сорочку накинули как глянули, какая я избитая и немцы чистые, и меня не ударили, а хозяину сказали, что дали мне 35 плёток. И заставили меня яму копать для себя. Думали, я умру. а я до сих пор живу".
После освобождения из плена Феодосия Никоноровна участвовала в Висло-Одерской операции, довелось побывать на передовой во время штурма Берлина. Домой в Петропавловку она вернулась в 46-м году.
Феодосия Быченкова: "И принесла сюда, в военкомат справку, там всё известно, когда я заявилась всё. И мне не платили ничего, говорят, я не участница. Где-то в архиве нашли Быченкова. Я была Просяная Феодосья Никоноровна. Это моя Быченкова, я замуж уже вышла".
Расстраиваться, даже находясь на больничной койке, не в её характере. Да, случай особый, говорит пожилая женщина. Оказывается, есть на свете справедливость. Правда, ждать её пришлось шесть десятилетий.