Воронежский изобретатель придумал добавку, делающую асфальт сверхпрочным

1929
Вести Воронеж

Точный рецепт того, что должно решить главную российскую проблему, строжайший секрет. Как делают нано-полимер, не показывают никому. Производством заняты лишь "свои" - почти вся семья изобретателя Павла Полуэктова. Сам дорожный стабилизатор - или проще дорстаб - разбавляют водой и перемешивают таким миксером. Если прольется, не страшно - наноматериал РН-нейтрален и не вредит экологии.

На вид дорстаб напоминает жидкую сметану, по запаху - что-то вроде клея. И, кстати, в этом качестве его тоже можно использовать. Трогать полимер можно фактически голыми руками - абсолютно не токсичен. Подсыхая, на пальцах образует тоненькую плёнку, которая потом легко скатывается.

Над формулой дорстаба Павел Полуэктов год трудился. Разгадал состав немецкого аналога и сделал свой, усовершенствованный нано полимер. Его частички меньше - и всё, с чем смешиваются, связывают прочней. Уже монолитные образцы испытывают водой. На покрытии, пропитанном дорстабом, капля остается. Поверхность с немецким аналогом - словно губка.

Такая дорога, промокая и промерзая, долго не прослужит. Воронежский дорстаб устойчив еще к солнцу и ветрам, уверяет Павел Полуэктов. И почву готовить для него не надо - подойдет для любой.

Павел Полуэктов, научный руководитель проекта, кандидат химических наук: "Когда на дорогах появляются различные грунты, которые, значит, имеют или кислую реакцию или щелочную реакцию, мы может буквально в полевых условиях скорректировать состав дорстаба".

В Большой Хвощеватке дорожному нано-основанию делают "корыто" - прямо из местных черноземов. За перемещением грейдера особенно пристально наблюдают с "Сахалина". Так называют окраину села. Ее жительница Мария Землянская, говорит, асфальта тут, отродясь не было. Нынешних дорог даже гужевой транспорт не выдерживает - в дождь и снег просто исчезают.

Мария Землянская, жительница села Большая Хвощеватка: "На лошади - и то не выйдешь, когда тут забьет. Вот такие снега тут бывают, забивают - не выйдешь никуда. Благо в школу идут, на работу учителя - вот они по следам проложат. И все. В центре едут, там машину бросают, вот сын приезжает. Там и бросает.

Тут будет 4-километровая экспериментальная дорога. По новой технологии щебень не требуется. Песок ровняют, придавливают, сверху распределяют цемент, пропитанный дорстабом. На кубометр идет с десяток литров полимера. После - прямо на дороге - все перемешивает спецмашина - ресайклер. До асфальта основание должно "созреть". Но ездить по нему, говорят, можно почти сразу, даже большегрузам. По прочности словно бетон, только эластичный.

Владимир Оперов, главный инженер дорожной организации: "То есть, когда машина идет, она прогибается, а трещин не образуется у него. Она возвращается назад. Данную конструкцию можно применять при температурах до -18 градусов. А так же в дождливую сырую погоду если полимер мы разводим в сухую погоду в определённом количестве, скажем 1 к 10, 1 к 12, то в сырую погоду мы полимер там разводим, 1 к 3, 1 к 4".

Дорстаб поможет и в ремонте старых дорог. Снимать и вывозить прежнее полотно не придется. Достаточно отфрезеровать, и можно класть новое.

Илья Никитин, директор дорожной организации: "Чем эта технология привлекательна, здесь дорога сама делается из того грунта, который существует под нами. То, что делали в лабораторных условиях - ну, качество очень хорошее. Ну, 10 лет дорога это, наверное, надо минимум давать, то, что на гарантию земляного полотна. Не на асфальтовое покрытие, а на земляное полотно".

Строить по этой технологии в разы быстрее и дешевле. Опыт уже перенимают дорожники Ростова, Саратова, Смоленска и Тулы. Павел Полуэктов собирается получить патент - чтобы дорстаб стал признанным воронежским изобретением.

Евгения Соседко, Дмитрий Овчинников и Александр Попов.